Рефаимы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Рефаимы (евр. "исполины") — древнейшие обитатели Палестины. Название свое они получили или от имени своего родоначальника Рафы, потомками которого они называются во 2 книге Царств (XXI, 16, 18 и 22) и в 1 Парал. (XX, 4, 6, 8), или, может быть, от высокого их роста и силы: в Св. Писании имя Рефаимы нередко заменяется словами гигант, великан, исполин (см., например, Второз., II, 10—11, 20—21; Числ., ХIII, 34). Рефаимы появляются между ханаанскими племенами с древнейших времен; известны они были уже во времена Авраама, и тогда были побеждены Кедорлаомером, царем еламским (Быт., XIV, 5; XV, 20). Они жили за Иорданом в земле Васанской (Второз., III, 11), в земле Моавитской (ib., II, 10—11), в земле Аммонитской (ib., II, 20—21), на западной стороне Мертвого моря, ниже Иерусалима, и около Хеврона (Нав., XV, 8, 13—14; XVIII, 16), также около горы Ефремовой (ib., XVII, 15) и в земле Филистимской (2 Цар., V, 18, 22; XXI, 15—22; 1 Парал., XI, 15; XIV, 9; XX, 4—8).

С Рефаимы в Св. Писании нередко соединяются и называются тем же именем некоторые другие племена, отличавшиеся исполинским ростом и необыкновенной силой, например енакимы, жившие около Хеврона (Нав., XI, 21— 22), зузимы, бывшие в союзе с Рефаимы и побежденные Кедорлаомером, емимы, жившие по восточной стороне Мертвого моря (Быт., XIV, 5), замзумимы, истребленные аммонитянами (Второз., II, 20—21). Может быть, это были разные ветви одного и того же племени. Во время вступления евреев в землю обетованную Рефаимы, как особого племени, собственно уже не существовало, а оставались только в иных местах некоторые из их потомков (к последним относится и Голиаф, боровшийся с Давидом); о древних Рефаимы сохранялись уже только воспоминания (Второз., II, 10, 11; III, 11; Нав., XIII, 12; 2 Цар., XXI, 16). О происхождении Рефаимы мнения различны. Так как Рефаимы в таблице народов (Быт., гл. X) не значатся ни между семитами, ни между хамитами, а прямо называются хананеями и аморреями (Быт., XII, 6; XV, 16; Суд., XI, 20—23; Второз., III, 8, 11,13), царство их — царством Аморрейским (ср. Амос., II, 9), то их отожествляют и с аморреями. Может быть, они были древнейшей отраслью хамитов, от которых произошли и хананеи, как младшая ветвь. В некоторых местах Св. Писания слово Рефаимы имеет другое значение: так, в книге Иова (XXVI, 5), в Притчах (II, 18; IX, 18; XXI, 16), в Псалтыре (LXXXVII, 11) и у пророка Исаии (XIV, 9— 1 0; XXVI, 14, 19) оно означает умерших.

См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).

Смотрии так же...