Ретиф-де-ла-Бретонн

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Ретиф-де-ла-Бретонн (Николай Эдм R é tif de la Bretonne) — французский писатель (1734—1806). Сын зажиточного крестьянина, Ретиф-де-ла-Бретонн был предназначен родителями к духовному поприщу, но учился в семинарии недолго и остался самоучкой, хотя в зрелом возрасте много трудился над своим образованием. На пятнадцатом году он поступил учеником в типографию в Анжере и воспылал страстью к жене своего хозяина. К этому эпизоду юности Ретиф-де-ла-Бретонн возвращается в своих писаниях нередко, восхваляя на все лады его героиню. В 1755 г. Ретиф-де-ла-Бретонн переселился в Париж и поступил наборщиком в королевскую типографию. Красивая внешность, влюбчивость и предприимчивость вовлекли Ретиф-де-ла-Бретонн в бесчисленные похождения и приучили его к цыганской жизни. Близкое знакомство с купцами, ремесленниками, разночинцами, гризетками, работницами дало Ретиф-де-ла-Бретонн возможность сделаться изобразителем нравов и идей социальных классов, которые игнорировались у beaux esprits XVIII в. После романа с актрисой Геан, Ретиф-де-ла-Бретонн женится на англичанке-авантюристке Генриетте Кирхер, скоро с ней разводится и так же скоро вступает в новый брак с гувернанткой (впоследствии писательницей и приятельницей Лагарпа, Фонтана и т. п.) Агнессой Лебегг. И со второй женой Ретиф-де-ла-Бретонн уживается плохо — они то разлучаются, то сходятся, и романист неоднократно изображает свою супругу в малопривлекательных красках.

"Le mé nage parisien" (1784) — злейшая сатира по адресу литературных кружков; здесь выводятся под анаграммами Дора, Грессе, Бюффон, Пирон, Колле, Дюсис, Кребильон, Вольтер и т. д. Из больших романов Ретиф-де-ла-Бретонн особенно интересен "Le Paysan perverti", носящий автобиографический характер. Писательство Ретиф-де-ла-Бретонн давалось необычайно легко: иные из своих сочинений он без всяких предварительных записей прямо набирал типографически. Так, например, роман "Fille naturelle" (1769) был задуман, набран и отпечатан в течение шести дней. Поощренный успехом "Pied de Fanchette" и "Paysan perverti", выдержавших несколько изданий, Ретиф-де-ла-Бретонн пишет без конца. К началу революции упорство в литературном труде, казалось, обеспечило романисту безбедное существование: продажа многочисленных книг доставила Ретиф-де-ла-Бретонн порядочные средства, а его "Parisiennes" предполагалось даже увенчать премией, как произведение "d'utilite publique". В эпоху литературного упадка, когда парижским будуарам и салонам прискучили пресно-слащавые и изящные безделушки во вкусе Кребильона, Мармонтеля, Буффлера, часть публики, в силу контраста, могла увлекаться жизненными, беспритязательными рассказами Ретиф-де-ла-Бретонн, точно и ярко рисовавшими будничный быт столицы. Ретиф-де-ла-Бретонн был горячим поклонником новых идей; некоторые из его биографов предполагают, что он близко стоял к Мирабо и служил последнему эмиссаром в сношениях с известными кругами. В своих "Nuits de Paris" (1788—94) Ретиф-де-ла-Бретонн горячо высказывается против старого государственного строя; он славословит революцию, восхищается Маратом и Робеспьером, требует упразднения всех культов. Иные из крайних принципов, им выставляемых, внушаются ему, впрочем, боязнью обвинения в модерантизме. Последние части "Nuits de Paris", обнимающие эпоху террора, представляют особенно серьезный интерес: они рисуют людей и обстоятельства революционной эпохи, журналистику, общественную жизнь столицы, как она сказывалась в кофейнях, на публичных балах и т. д.

Лично для Ретиф-де-ла-Бретонн революция ничего не принесла кроме горя: обесценение ассигнаций поглотило состояние Ретиф-де-ла-Бретонн, а поразительные события конца прошлого века заставили общество вскоре позабыть о Ретиф-де-ла-Бретонн, как писателе. Принужденный продать типографию, которой он обзавелся, Ретиф-де-ла-Бретонн в 1794 г. опять сделался корректором и с помощью ручного станка на дому набрал и напечатал не имеющую себе подобной ни в какой литературе автобиографию: "M-r Nicolas, ou le coeur humain d évoilé " (1794—97). Вильгельм Гумбольдт, познакомившийся с Ретиф-де-ла-Бретонн в 1799 г., в письме к Гёте утверждает, что не читавший "Coeur humain d évoilé " никогда не узнает истинного характера французов. Шиллер, в переписке с Гёте, признает автобиографию Ретиф-де-ла-Бретонн книгой драгоценною по живости изображения французских нравов. В 1795 г. конвент ассигновал бедствовавшему Ретиф-де-ла-Бретонн скромное пособие, а Карно доставил ему незначительное место в министерстве полиции; отсюда Ретиф-де-ла-Бретонн, стараниями Фонтана, был перемещен в финансовое ведомство, на оклад в 2000 франков. Поклонник Гольбаха и Руссо и, вероятно, даже робкий сообщник неудавшегося заговора Бабефа, Ретиф-де-ла-Бретонн выступал еще до революции с целым рядом планов обновления общества. Упорядочение жизни для жертв общественного темперамента, реформа театра в духе реализма, устройство государства на коммунистических началах, преобразование мужского и женского воспитания, обновление языка и правописания — все это Ретиф-де-ла-Бретонн обсуждает в целом ряде небольших книг, носящих общее заглавие: "Id ées singuliè res". Наряду со смелыми, а подчас и дикими фантазиями в этом арсенале оригинальных бредней оказывается немало положений точно мотивированных и нередко снабженных целыми законодательными регламентами — положений, которые создали Ретиф-де-ла-Бретонн репутацию не только порнографа, но и предшественника социалистов.

Литературная деятельность Ретиф-де-ла-Бретонн в разное время оценивалась различно, как можно заключить уже из кличек, достававшихся ему на долю: "Руссо помойных ям", "Жан-Жак рынков", "Вольтер служанок", "литературный Диоген", "французский Ричардсон". Всего чаще его характеризовали как писателя, дошедшего до крайних пределов разнузданности и цинизма. На подобные обвинения сам Ретиф-де-ла-Бретонн отвечал: "Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены; не могу же я рисовать быта Астреи". В течение почти полустолетия Ретиф-де-ла-Бретонн находился словно под запретом, упорно замалчиваемый в литературе. Затем о Ретиф-де-ла-Бретонн стали воспоминать, проводя параллель между ним и Бальзаком. Впервые Жерар де Нерваль, опираясь на автобиографию "M-r Nicolas", напечатал о Ретиф-де-ла-Бретонн ряд статей, в "R évue des deux Mondes" за 1850 г. Шарль Монселэ написал о нем в 1854 г. целую книгу и сделал первую попытку библиографически разобраться в его сочинениях. Увлечение библиофилов и библиоманов довершило современный успех Ретиф-де-ла-Бретонн Сочинения Ретиф-де-ла-Бретонн, после его разорения, исчезли; в настоящее время полная их коллекция оценивается в 20 тыс. франков. Перепечатаны в последнее время "Pied de Fanchette", в серии "Petits conteurs du XVIII si è cle" (Париж, 1881), извлечение из сборника "Les contemporaines" — в "Nouvelle colleclion Jannet Picard" (1875 —76), "M-r Nicolas ou le Coeur humain dévolé " (1833). При первых двух изданиях помещены характеристики Ретиф-де-ла-Бретонн, составленные Окт. Юзакк и Ассеза.

Ср. G érard de Nerval, "Les illuminés ou les pré curseurs du socialisme" (Париж, 1852); Ch. Monselet, "R étif de la Bretonne" (П., 1854); P.-L. Jacob, "Biblographie et iconographie de tous les ouvrages de R." (Париж, 1875); F. Boissier, "R." (П., 1875); J. Soury, "Portraits du XVIII si è cle" (Париж, 1879).

B. Штейн.

Смотрии так же...