Реальные училища

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Реальные училища — Первоначальная история Реальные училища училищ на Западе тесно связана с историей реального образования в Германии первым пустил в ход название Realschule Земмлер, основавший в Галле в 1706 г. "Математическую и механическую реальную школу" для детей от 10 до 14 лет. В 1738 г. он расширил курс школы введением сведений о хозяйстве и назвал ее "Математической, механической и хозяйственной реальной школой".В 1747г. было основано Реальные училища училище в Берлине для подготовки различных специалистов; в программу его входили анатомия, политическая экономия, архитектура, подземная геометрия (горное дело), фортификация, артиллерия, механика, астрономия, хронология, математика, физика, перспектива, кораблестроение, садоводство и ремесла. Классов было восемь. С 1753 г. это училище стало называться королевским. По образцу его основывались и преобразовывались из латинских школ училища и в других городах, с программой по выбору учредителей, сообразно с потребностями местности. Истинным творцом Реальные училища училищ по современному их типу был директор королевского Реальные училища училища Шпиллеке, преобразовавший его в 1822 г. в "общеобразовательное учебное заведение, преследующее практические цели". В программу его входили Закон Божий, естественные науки, математика, языки: немецкий, французский и английский, история, география и рисование. Распространению таких училищ способствовало, с одной стороны, убеждение, что французскую революцию породило, между прочим, господство в средней школе древних языков и древней истории, с другой — развитие промышленности, начавшееся после 1816 г. В Пруссии в 1827 г. окончившим курс в Реальные училища училище разрешено было поступать на некоторые государственные должности. В 1832 г. Реальные училища училища были официально признаны "необходимыми учебно-воспитательными заведениями". В 1859 г. появился "устав о преподавании и испытаниях в Реальные училища и высших городских училищах", по которому Реальные училища училища должны давать, подобно гимназии, общие основные познания, но в отличие от последней — более приноровленные к практической жизни. Устав различал училища трех видов: Реальные училища училища I разряда (с 9-летним курсом и латинским языком), Реальные училища училища II разряда (с 8-летним курсом, без латинского языка) и высшие городские училища (те же училища II разряда, но с 6-летним курсом). Этот устав был принят в главных чертах и другими германскими государствами. До издания устава всех Реальные училища училищ в Германии было 56, а через 14 лет число их возросло до 179. Вскоре, однако, многопредметность курса, чрезвычайно трудного для большинства (число недельных уроков в старших классах доходило до 32), сказалась в убыли учеников в старших классах. В 1882 г. был издан новый устав: вместо Реальные училища училищ I разряда появились Реальные училища гимназии (с латинским языком) и высшие Реальные училища училища (без латинского языка), вместо высших городских училищ — Реальные училища прогимназии, вместо Реальные училища училищ II разряда — просто Реальные училища училища (те же высшие Реальные училища училища, только с 7-летним курсом). Окончившие курс в Реальные училища гимназиях и высших Реальные училища училищах могут поступать в высшие учебные заведения и соответственные факультеты университетов. К началу 1883 г. в Пруссии было Реальные училища гимназий — 89, высших Реальные училища училищ — 12, Реальные училища прогимназий — 88, Реальные училища училищ — 16. В 1892 г. были изданы новые учебные планы, установившие следующее распределение уроков (по неделям):

Недельное распределение уроков в реальных гимназиях [В высших реальных училищах вместо латинского языка прибавлено на немецкий язык — 8 уроков, на французский — 3, на английский — 7, на математику — 5, на физику — 1, на химию с минералогией — 5 и на чистописание — 2 урока.] по плану 1892 г.

Предметы

Классы

Сумма

VI

V

VI

IIIb

IIIа

IIb

IIа

Ib

Ia

Закон Божий

3

2

2

2

2

2

2

2

2

19

Немецкий язык

З

2

3

3

3

3

3

3

3

26

Латинский язык

8

8

7

4

4

3

3

3

3

43

Французский язык

5

5

5

4

4

4

4

31

Английский язык

3

3

3

3

3

3

18

Математика

4

4

4

5

5

5

5

5

5

42

История и география

3

3

4

4

4

3

3

3

3

30

Естеств. история

2

2

2

2

2

2

12

Физика

3

3

3

3

12

Химия

2

2

2

6

Чистописание

2

2

4

Рисование

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Итого

25

25

29

30

30

30

30

30

30

259

Недельное распределение уроков в реальных училищах по плану 1892 г.

Предметы

VI

V

IV

III

II

I

Сумма

Закон Божий

3

2

2

2

2

2

13

Немецкий язык

6

5

5

5

4

8

28

Французский язык

6

6

6

5

4

4

31

Английский язык

5

4

4

13

История

2

2

2

2

8

География

2

2

2

2

1

2

11

Математика

4

4

5

5

5

5

28

Естеств. история

2

2

2

2

5

5

18

Чистописание

2

2

2

6

Рисование

2

2

2

2

2

10

Итого

25

25

28

30

29

29

166

В 1897 г. всех Реальные училища гимназий в Германии было 125 (из них в Пруссии 83), с 32456 (19963) учащимися и 2138 учащими (1339), Реальные училища прогимназий — 93 (64), с 7425 (4887) учащимися и 635 (439) учащими, высших Реальные училища училищ — 41 (26), с 16678 (9203) учащимися и 1029 (619) учащими, Реальные училища училищ — 215 (78), с 50473(17204) учащимися и 3054 учащими.

В Австрии Реальные училища училища впервые получили более правильную организацию в 1850 г. До этого времени там довольствовались для Реальные училища образования дополнительным (4-м) классом к главным народным училищам и двухклассной Реальные училища школой. Устав 1850 г., ставя задачей Реальные училища училищ "среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовление к техническим заведениям", вводил деление Реальные училища училищ на шесть классов, допуская самостоятельное существование трех младших классов под именем низших Реальные училища училищ с законченным курсом. Устав 1870 г., действующий только для Вены и Нижней Австрии, прибавил один класс в низшему реальному училищу и ввел обязательное преподавание языков французского и английского. (См. табл.). Кроме Реальные училища училищ, в Австрии есть еще восьмиклассная Реальные училища гимназия с латинским языком (50 ур.).

В Швейцарии имеются городские Реальные училища училища (с 1829 г.) и Реальные училища отделения (или индустриальные школы) при кантональных школах. В Бельгии Реальные училища училищам соответствуют профессиональные отделения атенеев (гимназий) с 5-летним курсом (причем два старших разделяются на два отделения, коммерческо-промышленное и научное), во Франции — écoles spé ciales secondaires (см. Франция), в Италии — scuole tecnici (в роде немецких Реальные училища училищ). В Англии училища этого рода носят профессиональный характер (см. Профессиональное образование).

Недельное распределение уроков в реальных училищах в Австрии, по плану 1885 г.

Предметы

I

II

III

IV

V

VI

VII

Сумма

Закон Божий

2

2

2

2

(l)

(l)

(l)

8 (11)

Немецкий язык

4

3

4

3

3

8

3

23

Французский язык

5

4

4

3

3

3

3

25

Английский язык

3

3

3

9

География

3

2

2

2

9

История

2

2

2

3

3

3

15

Математика

3

3

3

4

5

5

5

28

Естествоведение

3

3

3

2

3

14

Физика

3

3

4

4

14

Химия

3

3

3

9

Черчение

3

3

3

3

3

3

18

Рисование

6

4

4

4

4

2

4

28

Чистописание

l

l

2

Итого

27

27

27

29

30

31

31

202

Литература. Klumpp, "Ueber die Errichtung von Realschulen" (Штутгарт, 1831); Nagel, "Die Idee der Realschulen" (Ульм, 1840); J ä ger, "Gymnasium und Realschule" (Майнц, 187l); Reisacker, "Gymnasium und Realschule" (Б., 1882); А. Георгиевский, "О реальном образовании в Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии и Швейцарии" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1871, ч. CLVIII); К. Schmid, "Encyclop ä die des Erziehungswesens" (т. VI, 1885); Rein, "Encyclop ädisches Handbuch der Pä dagogik" (1898; подробная литература о Реальные училища образовании в Германии).

Россия. Инициатива устройства у нас Реальные училища училищ принадлежит частным лицам и восходит к концу 1820-х или началу 1830-х гг. Имея первоначально целью только распространение "технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний", эти устроители постепенно расширяли программу своих заведений, доводя их до типа общеобразовательных. Вскоре это расширение было остановлено и высочайшим указом 9 мая 1837 г. предписано: "чтоб в училищах так называемых Реальные училища круг наук словесных был приведен в меру училищ приходских и уездных, с исключением всего, что принадлежит к кругу училищ высших и среди их и не относится прямо и непосредственно к наукам техническим". Года два спустя, однако, само правительство, главным образом по настоянию м-ра финансов гр. Канкрина, решилось принять меры к распространению Реальные училища образования. 29 марта 1839 г. было высочайше утверждено Положение о Реальные училища классах при учебных заведениях министерства народного просвещения для "временного преподавания технических наук". Позднее целью их учреждения выставлялось намерение "отвлечь детей низших сословий от прохождения гимназического курса". Предметами преподавания были практическая химия, практическая механика, рисование и черчение. К слушанию их допускались, бесплатно, не только ученики, но и "другие лица промышленного звания". Сдавшие удовлетворительно испытания, если это были лица податного состояния, освобождались от телесного наказания и рекрутчины с уплатой вместо последней 500 руб. В том же 1839 г. было открыто при московской третьей гимназии Реальные училища отделение, по своей программе близко подходившее к позднейшим Реальные училища училищам. Оно состояло из 6 классов и предназначалось главным образом для детей купцов и мещан. Окончившие в нем курс дети купцов 1-й и 2-й гильдии пользовались преимуществами коммерческих училищ и Московской практической академии, а дети купцов 3-й гильдии и мещан освобождались от телесного наказания и рекрутчины на вышеуказанном основании. За время с 1841 по 186 6 г. в этом отделении было всего 593 ученика, тогда как в классическом за то же время — 2997 уч. Из-за малого числа учеников закрывались постепенно и Реальные училища классы. В 1840 г. в Варшаве была основана Реальные училища гимназия, отличавшаяся от Реальные училища отделения московской 3-й гимн. главным образом тем, что имела 7-й, дополнительный класс. В то же время обводовые (или 4-классные уездные) училища Царства Польского были разделены на приготовительные (собственно 4-классные гимназии) и Реальные училища, "имевшие направление техническое, коммерческое или агрономическое", смотря по местным потребностям. Через 9 лет таких Реальные училища училищ было 7. В последующее время, кроме кое-где возникавших Реальные училища отделений и курсов, прибегали к разделению 3-х высших классов общих гимназий на два отделения: Реальные училища и классическое. Более значительный шаг вперед на пути развития Реальные училища образования был сделан уставом 19 ноября 1864 г. о Реальные училища гимназиях и прогимназиях, возбудившим в печати сильнейшую полемику о реализме и классицизме. По этому уставу целью семиклассных Реальные училища гимназий ставилось, наравне с классическими гимназиями, "общее образование и подготовление к вступлению в высшие специальные учебные заведения". Они были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий и имели во многом сходную с классическими гимназиями программу и совершенно одинаковую администрацию. В одинаковом объеме преподавались: Закон Божий, русский яз. с церковнославянским и русская словесность, история, география и чистописание, а в большем — математика (25 ур.), естественная история с прибавлением химии (23), физика и космография (9), яз. немецкий (24) и французский (22), которые были обязательными, рисование и черчение (20). Свидетельства об окончании курса Реальные училища гимназий по службе и воинской повинности сообщали одинаковые права с классическими, но при поступлении в высшие специальные заведения они только "принимались в соображение". Штат Реальные училища гимназии был определен в 20300 р. На первое время решено было открыть Реальные училища гимназии в "немногих городах"; в следующем году из 67 Реальные училища гимназий (в 1870 г. их содержалось на счет правительства только 9) в Реальные училища училища были обращены 16. Реальные училища прогимназии имели четыре класса. Вскоре, однако, малочисленность и постепенная убыль учеников, а также нередкие ходатайства жителей разных городов об обращении Реальные училища гимназий в классические, привели м-во к убеждению в их непригодности ни для общего образования, ни для специального. Некоторые органы периодической печати причиной убыли учеников считали недоступность для последних высшего образования, интерес к которому тогда пробудился с особой силой. В 1871 г. Реальные училища гимназии были переименованы в Реальные училища училища, а в следующем году их дана совершенно новая организация. Высочайше утвержденный 15 мая 1872 г. устав Реальные училища училищ, объявляя их целью "общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний", имел в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Реальные училища училища по этому уставу состоят из 6 классов; они могли также состоять из 2-х, 3-х, 4-х и 5-ти классов, но непременно высших; в 4-х низших дается общее образование, а с V-го начинаются специальные предметы. Классы V и VI состоят из двух отделений — основного и коммерческого, или из одного из них, смотря по местным потребностям. При старшем основном отделении допускалось открывать, смотря по надобности, дополнительный класс с тремя разрядами: общим, предназначенным для подготовки в высшие специальные учебные заведения, механико-техническим и химико-техническим, последние два — для желающих приобрести среднее техническое образование. Реальные училища училища содержатся или исключительно на счет казны, или на счет земств, обществ и сословий, вполне или c пособиями от казны.

Недельное распределение уроков по уставу 1872 г.

Предметы

Классы

Основное отделение

Всего в 6 классах

Дополнительный класс

Коммерческое отделение

Всего в классах

I

II

III

IV

V

VI

Общий разряд

Механико-технический

Химико-технический

V

VI

Закон Божий

2

2

2

2

1

1

10

2

2

2

1

1

10

Русский язык

6

4

4

4

2

2

22

4

2

2

22

Немецкий язык

6

5

5

3

3

22

5

6

6

28

Французский язык

6

6

3

3

18

6

6

24

География

2

2

2

2

8

2

2

10

История

2

2

2

2

8

4

2

2

8

Чистописание

4

2

6

6

Рисование и черчение

6

4

4

4

6

6

30

6

2

20

Математика

4

4

4

4

8

4

28

3

3

3

2

2

20

Естественная история

4

2

6

2

2

2

4

4

Физика

4

2

6

2

2

2

4

4

Химия

4

4

3

Механика

4

4

3

Письмоводство и книговодство

5

5

10

Проектирование машин

8

Моделирование

2

Землемерие и нивелировка

2

Общестроительное искусство

2

2

Счетоводство

2

2

Химическая технология

2

5

Работы в лаборатории

12

Итого

24

24

29

29

33

33

172

29

30

30

30

80

166

Дела, относящиеся до учебной и воспитательной части, ведает педагогический совет, а хозяйственные дела — хозяйственный комитет. При Реальные училища училище, содержимом земствами, обществами или сословиями, состоит почетный попечитель, избираемый на три года и наблюдающий за ходом управления и состоянием училища, особенно в хозяйственном отношении. Кроме того, устав впервые вводил при каждом училище попечительство (из городского головы, почетного попечителя, директора и 5—10 членов), обязанное заботиться о средствах для училища и об учениках, как во время их пребывания в училище, так и по выходе из него. Успешно окончившие полный курс — с аттестатом — ученики допускались по экзамену к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Размер платы состоял в зависимости от местных условий. При училище могли быть пансионы. Хотя в уставе и было сказано, что в училища принимаются дети всех состояний и вероисповеданий, но они предназначались преимущественно для детей торгово-промышленного сословия, и курс первых трех классов был приноровлен к программе уездных училищ. Кроме указанных в распределении предметов, могли преподаваться еще языки английский, итальянский или новогреческий, смотря по потребностям. Штат училища был определен в 23100 руб., а с дополнительным классом — в 28880 руб. В течение 1873 г. было открыто 23 Реальные училища училища (4 — исключительно на счет казны); из них некоторую особенность представляло 4-классное "Реальные училища для граждан училище" в Риге, в котором, кроме общих предметов с программой уездных училищ, преподавались три новых языка, естественная история и начала химии. В 1874 г. введены штаты Реальные училища училищ и в Варшавском учебном округе. В 1880 г. Реальные училища училища введены в Дерптском округе, с несколько измененным уставом (между прочим, в программу был введен латинский яз.), и разрешено было открывать Реальные училища училища в составе 4-х низших классов. В 1888 г. последовало изменение устава Реальные училища училищ, состоявшее главным образом в том, что были закрыты технические отделения, или разряды механико-технический химико-технический, как "не принесшие ожидаемой пользы"; усилены курсы, по преимуществу низших классов, по математике (на 4 у р.), новым языкам (5), русскому языку (2), истории (2), физике (2) и естественной истории 1 в основном отделении и 3 в коммерческом); уменьшено число уроков рисования и черчения (на 4) и чистописания (2); исключены химия и механика; оставлен один дополнительный класс, т. е. общий разряд, предназначавшийся для подготовления в высшие специальные учебные заведения; штат определен в 22238 руб., а с дополнительным классом — в 24268 руб. Позднейшие изменения касались программ некоторых отдельных предметов. Состоявшийся в 1895—96 гг. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию признал, что Реальные училища училища не вполне удовлетворительны; коммерческие отделения должны быть закрыты, программы почти по всем предметам следует переделать, аттестаты выдавать после VII (дополнительного) класса и открыть окончившим курс более свободный доступ в высшие учебные заведения. В 1897 г. министерство с целью уменьшить наплыв реалистов в высшие учебные заведения предписало допускать в дополнительный класс только имеющих не менее 3 1/2 баллов в среднем выводе и направлять оканчивающих курс преимущественно на государственную службу.

Недельное распределение уроков в настоящее время

Предметы

Приготовительный класс

Основное отделение

Итого (без приготовит. класса)

Коммерч. отдел.

Итого (без приготовит. класса)

Дополнит. класс

I

II

III

IV

V

VI

V

VI

Закон Божий

4

2

2

2

2

2

2

12

2

2

12

2

Русский язык

6

5

5

4

4

3

3

24

3

3

24

4

Немецкий язык

6

6

5

4

3

3

27

5

5

31

5

Французский или др. иностранный язык

5

5

4

2

2

18

3

5

22

География

2

2

2

2

2

10

2

10

2

История

2

2

2

4

10

2

2

8

4

Математика

6

3

4

4

6

5

6

28

4

3

24

8

Физика

4

4

8

4

4

8

2

Естественная история

2

2

3

7

3

7

2

Рисование

2

4

4

2

2

4

2

26

16

3

Черчение

2

2

2

2

2

Чистописание

4

2

2

4

Письмовод. и книговодство

4

4

8

Итого

22

24

30

30

30

30

30

174

30

30

174

29

К числу учебных предметов принадлежат: пение и гимнастика. В каждом классе должно быть не более 40 учеников. Параллельные отделения "предпочтительно" открываются на специальные средства учебного заведения. Педагогический совет обсуждает дела, касающиеся всего училища, а дела отдельных классов или предметом — особые комиссии. С 1887 г. число учеников из евреев ограничено 10% в черте их оседлости, 5% — вне ее, 3% — в СПб. и Москве. Плата за обучение — от 70 до 25 руб. К экзамену в Реальные училища училищах допускаются и не обучавшиеся в них.

Статистика. К 1 янв. 1872 г. во всех внутренних губерниях, с Сибирью и Варшавским учебным округом, Реальные училища училищ было 7, с 1752 учащимися; к 1 янв. 1877 г. — 56 училищ, с 10888 учащимися; к 1 января 1882 г. — 79 училищ (из них полных, с основным отделением, 63; при 23 было коммерческое отделение, а при одном — сельскохозяйственное и горнозаводское), с 17484 учащимися. К 1 янв. 1891 г. учащихся в 104 училищах (90 правительственных, 7 при церквах иностранных вероисповеданий и 7 частных), при 572 основных классах, 44 коммерческих, 81 дополнительном, 50 приготовительных и 9 1 параллельном, было 22677 чел., из них 13767 православных, 3655 протестантов, 2729 католиков, 1314 евреев и 1212 остальных исповеданий; детей городских сословий было 9889, детей дворян и чиновников — 8775, сельского состояния — 2366. К 1 января 1898 г. Реальные училища училищ было 112 (в том числе 14 при церквах иностранных исповеданий и частных), учеников около 31600 и 1810 преподавателей. Окончило курс в 1897 г. в училищах с дополнительным классом 1232 ученика, по коммерческому отделению — 195 и по основному — 1624, всего 3051. Расходы на все Реальные училища училища в 1881 г. составляли 2507859 р., в том числе из сумм государственного казначейства 1302876 р., 468808 р. плата за учение. 376047 р. от городских обществ, 239233 р. от земства, 22857 руб. % с пожертвованных капиталов. 63,5% всех расходов шло на вознаграждение и содержание учебно-воспитательного персонала. В 1891 г. расходы доходили до 3525273 руб., в том числе из сумм государственного казначейства — 1674146 р., 836003 р. — плата за учение, 435751 руб. — из сумм городских обществ и приходов общественного призрения, 249750 р. — от земства.

Литература. "Сборник постановлений по министерству народного просвещения" (т. I—XI); "Обзор учреждений министерства народного просвещения за 1879—81 г." (СПб., 1887); "Извлечение из всеподданейшего отчета министра народного просвещения за 1890 г." (СПб., 1894); то же за 1891 г. (СПб., 1895); Е. Шмидт, "История среднеучебных заведений в России" (СПб.. 1878); "По вопросу о преобразовании Реальные училища гимназий" ("Журнал Министерства народного просвещения", 1871 г., № 5 и 11); "Труды комитета второго съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, 1895—96 г. Секция Реальные училища училищ" (ч. 1—III, 1896—97); С. Дудышкин, "Программы реальных училищ" (М., 1899).

В. Рв.

Смотрии так же...