Республика

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Республика (от лат. res publica, буквально — общее дело) — форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии (см.). По обычному представлению, республика — государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лицо или лица, облеченные властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Республика, и то далеко не вполне.

В прошлом формы Республика были весьма разнообразны, так что обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Республика Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме — Республика, у славян — монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов — феодальный строй, с крайне слабой монархической властью.

Древние (греческие и римская) Республика были двух видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия (см.); рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия (см.), по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Республика и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Республика означала просто государство. В демократических Республика суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Республика не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Республика шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Республика нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Республика личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Республика были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех граждан.

После гибели древних Республика в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные Республика, как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Республика были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Республика до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в швейцарскую федеративную Республика, три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав Федеративной Германской империи, и две совершенно незначительные по объему и значению Республика — Андорра и Сан-Марино.

В новое время возникло много новых Республика; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Республика еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Республика, вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз — в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд Республика Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Республика К Республика принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Республика боеров (Трансвааль), негритянская Республика Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленные Республика, за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Республика Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Республика, равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соединенные Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Республика, в сравнении с Республика древности — та, что они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Республика — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума (см.) сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Республика Рабство, после отмены его в Соединенных Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Республика, как, впрочем, и из монархий.

Система управления в современных Республика, в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Республика, не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Республика стоит избранное на срок лицо, в большинстве Республика называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Из Республика к последнему типу принадлежат Соединенные Штаты, к первому — Франция (см. Ответственность министров). Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Республика нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Республика уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Республика за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх — нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Республика это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и Республика значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавные и конституционные, чем монархии и Республика Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Республика; в последних подданные суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых — они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Республика является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Республика избирается либо всеобщим голосованием (в Соединенных Штатах — двухстепенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других).

Законодательная власть (за исключением Республика непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарии и в некоторых из американских штатов решаются референдумом (см.). Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Республика В Гамбурге и Бремене дума (B ü rgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Республика, избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Республика: президент совета есть вместе с тем президент Республика Совершенно оригинальный обломок старины — не то олигархическая, не то аристократическая Республика Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южно-африканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под "красной" или социальной Республика (преимущественно во Франции, но также и в Германии) разумеется Республика, составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется "красным призраком" (название брошюры Ромье: "Spectre rouge de 1852", П., 1852).

См. Bernatzik, "Republik und Monarchie" (Лейпциг, 1892).

В. Водовозов.

Смотрии так же...