Рескин

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Рескин (John Ruskin) — знаменитый английский историк искусства, моралист и общественный деятель; род. в 1819 г.; в молодости много путешествовал и долго жил в Швейцарии и Италии. Дебютировал книгой в защиту непризнанного пейзажиста Тернера, составившей первый том большого труда: "Modern Painters" (1843). Остальные 4 тома (весь труд закончен в 1860 г.), чисто теоретического характера, заключают в себе оригинальное эстетическое учение, приводящее в систему художественные принципы целой школы живописцев-прерафаэлитов (см.). Теоретиком прерафаэлитизма Рескин выступил также в трех письмах в "Times" ("Three letters on Praer.", 1851), в "Three colours of Praer." ("XIX Century", 1857) и др. статьях. Рескин более всех способствовал развитию прерафаэлитизма в английском искусстве и жизни. Большое значение имели также труды Рескин по истории итальянской живописи и архитектуры: "Seven lamps of architecture" (1849), "Stones of Venice" (1851—53), "Giotto a. his works" (1854), "Lectures on art", "Art of England", "Ariadne Florentina", "Mornings in Florence", "Deucalion", "St. Mark's Rest" и многие др.

И практически Рескин содействовал развитию в Англии интереса к искусству, проповедуя важное значение красоты в жизни. Больше половины своей жизни Рескин провел в Оксфорде, где занимал кафедру истории искусства и основал на собственные средства рисовальную школу с драгоценнейшими коллекциями древних и новых рисунков. Стремясь к облагораживанию элементом красоты всего ремесленного производства страны, Рескин способствовал возрождению кустарных промыслов, например ручной пряжи (им введено в употребление дорого оплачиваемое полотно ручной работы — Ruskin's line n), содействовал основанию Working Men College и сам заведовал художественным образованием рабочих, приучая их к сознательному труду, в противоположность механическому, фабричному.

Популярными чтениями об искусстве Рескин внушил стремление к красоте в домашнем обиходе, поднял эстетический вкус среднего класса и вызвал к жизни художественно-практические начинания Мориса (см.) и др. Деятельность Рескин, как практического эстетика, связана с его проповедью экономических и общественных преобразований. Из многочисленных теоретических трудов Рескин по этим вопросам самые замечательные: "Fors Clavigera", "Munera Pulveris", "Ethics of the Dust", "Aratra Penthelici", "The Pleasures of England". Он нападает на алчность и меркантильность английского общества и проповедует свободный, облагороженный труд, в котором участвуют все духовные силы человека, а не только его руки. Во всяком проявлении личной и общественной жизни Рескин требует служения Богу и сохранения человеческого достоинства. Экономические идеалы он неразрывно связывает с этическими. Этот взгляд Рескина на экономическую и общественную жизнь, также как и на искусство, вытекает из религиозно-этического миросозерцания Рескин Он считает, что назначение человека на земле — быть свидетелем величия Бога и способствовать проявлению этого величия разумным повиновением, ведущим к счастью и благоденствию. В искусстве он видит откровение и, согласно с этим религиозным взглядом, трактует о том, какие ощущения и чувства в человеке святы и должны быть предметом исключительного культа художника. Слово "эстетика", основанное на ощущениях, как на источнике понимания красоты, Рескин заменяет словом "теория", доказывая, что понимание красоты исходит не из чувственных или интеллектуальных, а из нравственных ощущений. Он делит ощущения на более или менее достойные, смотря по тому, прошли ли они через критику разума, или нет. В последнем случае они ближе к животному, инстинктивному удовольствию и не подходят под понятие об эстетике. Если удовольствие санкционировано разумом не как нечто удобное в жизни, а как высшее, стоящее вне жизни, вызывающее восторг без отношения к человеку, то такое высокое чувство Рескин называет "теоретическим", разумным пониманием прекрасного, как дара Божия, возвышающего человека над утилитарным взглядом на жизнь. Полезность Рескин исключает из искусства. Чувство прекрасного, т. е. вкус, Рескин называет "нормальным" влечением к тому, что наиболее отражает Бога. Достигается это нормальное влечение при помощи идеи о Боге, более или менее выраженной в проявлениях прекрасного. Развитие чувства прекрасного, по Рескин, состоит в подавлении инстинкта и признании, путем разума, лишь той красоты, которая отражает Бога. На природу Рескин тоже смотрит как на отражение Божества. Он восстает, поэтому, против выбора подробностей в изображении природы художником. Он требует благоговейного изучения природы и самого точного воспроизведения всего видимого. Он дает точнейшие описания красоты гор, облаков, растительности, и требует от художника строжайшего следования природе в малейших подробностях ландшафтной живописи. Его строгий реализм в искусстве вытекает из религиозно-мистического отношения к природе. Призыв к изучению природы — самая плодотворная сторона эстетического учения Рескин Его призывы к красивой жизни имели глубокое влияние, благодаря художественному дарованию Рескин, признанного одним из величайших стилистов XIX в. Как писатель и мыслитель, Рескин — продолжатель своего учителя, Карлейля; но он более ясен и практичен и поэтому имел большее влияние на своих соотечественников. Популярность Рескин весьма велика; хотя в последние годы он почти замолк и живет в уединении, его 80-летний юбилей (1899 г.) празднуется всей Англией как национальное торжество. Количество трудов Рескин чрезвычайно велико.

См. автобиографические сведения в "Praeterita" и др.; Waldstein, "The Work of J. R." (1894); Rob. de la Sizeranne, "R. et la religion de la beauté " (пространный библиографический список). Русские переводы Рескин — в "Вестнике Иностранной Литературы" 1898 и 1899 гг., перевод книги Сизеранна о Рескин — в "Мире Божьем", 1899 г. См. Л. Никифоров, "Д. Рескин".

З. Венгерова.

Рескин (дополнение к статье) (Jo hn Ruskin) — английский историк искусства, моралист и общественный деятель; умер в 1900 г. Ср. Collingwood, "Art teaching of J. R." (Л., 1892); его же, "The life and work of John R." (ib., 1893); Waldstein, "The work of J. R." (Нью-Йорк, 1893); Mather, "John R., h is life etc." (5 изд., Л., 1897); Hobson, "John R., social reformer" (ib., 1898); Spielmann, "John R." (Л., 1900); Meynell, "John R." (ib., 1900); Shaw, "John R., ethical and religious teacher" (ib., 1901); Marie von Bunsen, "John R. Sein Leben und sein W i rken" (Лпц., 1903); Charlotte Broicher, "John R. und sein Werk" (ib., 1903).

Смотрии так же...