Рейнкенс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Рейнкенс (Иосиф Губерт Reinkens, 1821—1896) — первый старокатолический епископ. Был профессором церковной истории в Бреславле; приобрел большую известность как проповедник. В 1861 г., по случаю юбилея бреславльского университета, Рейнкенс составил поздравительный адрес университету (Festschrift), в котором без всяких прикрас изобразил духовное состояние бреславльской епархии. Этот адрес возбудил против него неудовольствие епархиальной власти и подал повод к интригам иезуитской партии. Начались доносы на него в Рим, особенно когда он выступил защитником философских мнений Гунтера, преподавание которых было запрещено папой. Рейнкенс, сам по некоторым вопросам не разделявший взглядов Гунтера, был глубоко возмущен таким проявлением папского абсолютизма и высказал свои чувства в печати. За два года до ватиканского собора Рейнкенс провел некоторое время в Риме. Решения собора не застали его, поэтому, врасплох. Еще до окончания собора, Рейнкенс составил "План протеста против соборных определений", в котором, путем сопоставления ватиканского собора с вселенскими соборами первого тысячелетия, доказывал невселенский характер первого. По окончании собора Рейнкенс, вместе с Дёллингером и Шульте, принимал участие в созыве нюрнбергской конференции, на которой был высказан первый публичный протест против ватиканских определений. За участие в этой конференции Рейнкенс лишен был в 1870 г. прав ректорства и учительства в университете, а в начале 1872 г. подвергнут отлучению от церкви. С этого времени Рейнкенс посвятил себя исключительно делу реформы католической церкви. Он играл видную роль на мюнхенском (1871) и особенно на кельнском (1872) конгрессах, неустанно путешествовал по Германии и Швейцарии, вооружаясь в своих многочисленных речах против нововведений римской церкви, и немало содействовал успехам старокатоликов. Образовались независимые общины старокатоликов, которые, нуждаясь в вожде, избрали своим епископом Рейнкенс, получившего посвящение от утрехтского архиепископа Гейкампа и признанного правительствами прусским, баденским и гессенским (в конце 1873 г.). Под его руководством проведено в жизнь церковное устройство, выработанное для старокатолического общества на кельнском и констанцском конгрессах. Большая часть богослужебных книг старокатолических составлена под его непосредственным руководством. Наконец, Рейнкенс был весьма деятельным членом международных конгрессов, созывавшихся старокатоликами с целью сближения своего общества с другими вероисповедными обществами и церквами. Литературные труды Рейнкенс, за исключением относящихся к раннему периоду его профессорства ("Hilarius von Poitiers", 1864; "De Clemente presbytero alexandrino homine, scriptore, philosopho, theologo", 1851), посвящены разработке вопроса о папской непогрешимости; таковы: "Der Universalbischof im Verh ältniss zur Offenbarung nach Gregor I und Pius IX" (1871), "Traditionsregel der alten Kirche und die moderne päpstliche U nfehlbarkeit" (1871), "Revolution und Kirche" (1871; 3 изд., 1876). Общий вывод Рейнкенс — что папская непогрешимость не имеет для себя никакой основы ни в Св. Писании, ни в св. предании. Так как учение о папской непогрешимости находится в тесной зависимости от учения о единстве церкви, то раскрытию этого учения Рейнкенс посвятил два исследования: "Die Lehre des heiligen Сурriаn von der Einheit der Kirche" (1873) и "Ueber die Einheit der katholischen Kirche" (1877). Невселенский характер ватиканского собора выяснен Рейнкенс в целом ряде трудов: "Ueber die Unregelm ässigkeit und Unfreiheit des Vatican. Conzils" (1871), "Die Unterwerfung der deutschen Bischöfe zu Fulda" (1871), "Glaube und Unterwerfung" (1871), "Die Infallibilisten und der moderne Staat", (1871), "Die päpstlic hen Dekrete vom 18 Juli 1870" (1871). Противники старокатолицизма старались выставить его движением чисто политическим, предпринятым по инициативе прусского правительства, в видах борьбы с римской церковью. Разбору подобных взглядов посвящены брошюры Рейнкенс: " Ueber den Ursprung der jetzigen kirchlichen Reformbewegung aus dem Gewissen der Katholiken" (1872) и "Ursprung, Wesen und Ziel des Altkatholicismus" (1882). P. был хорошо знаком с историей православной церкви, о которой он напечатал две статьи в старокатолической газете: "Theologisches Lileraturblatt" (1873, №№ 7—8). Он находит не совсем справедливым господствующее на Западе мнение о полной зависимости русской церкви от светской власти и считает ее более склонной к терпимости, чем церковь римско-католическая. В особенности Рейнкенс обращает внимание на то, что русская церковь не только дозволяет переводы Св. Писания и богослужебных книг на инородческие языки, но, в прямое отличие от католицизма, вводит эти переводы в употребление при богослужении у обращенных инородцев. Русскую богословскую литературу Рейнкенс находит вовсе не такой бедной, какой она представляется на Западе, и отзывается с большой похвалой о "Догматическом Богословии" и "Истории русской церкви" митрополита Макария, о "Руководстве к русской церковной истории" профессора П. В. Знаменского и др.

См. "Христианское Чтение" (1873, ч. II, "Внутреннее обозрение", стр. 564 —575); M. К., "К юбилею епископа германской старокатолической церкви Иосифа-Губерта Рейнкенс" ("Церковный Вестник", 1891, № 11); Schulte, "Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwicklung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung" (Гиссен, 1887); "Церковный Вестник", 1896, № 3 (очерк жизни и деятельности Рейнкенс); Вл. Керенский, "Старокатолический епископ Иосиф-Губерт Рейнкенс" (Казань, 1896).

Смотрии так же...