Рейн, река в Германии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Рейн, река в Германии (Rhein, франц. Rhin, англ. Rhine, лат. Rhenus) — самая большая река Германии и один из важнейших судоходных путей Западной Европы. Длина Рейн от Рейхенау до Северного моря 1162 км. Бассейн Рейн обнимает 224400 кв. км. Рейн берет начало в швейцарском кантоне Граубюнден. Главные его истоки — Передний и Задний Рейн (Vorder- und Hinterrhein), собирающие свои воды из множества горных ручьев, питаемых глетчерами. Передний Рейн берет начало из озера Томазее (2344 м над уровнем моря), расположенного к северо-востоку от С.-Готардской горной группы; затем к нему присоединяются два многоводных ледниковых ручья с вершин Корнера и Эриспальт. Пройдя к востоку Тавечскую долину, Передний Рейн поворачивает к северу и здесь принимает, насупротив Дизентиса, Медельский (иначе Средний) Рейн, у Сомвикса — Сомвикский Рейн, у Иланца — реку Гленнер (иначе Лунгнецский Рейн) и ниже Ферзама — реку Раббиузу. Задний Рейн берет начало из Цаппортского глетчера (недалеко от Бернардинского прохода), на высоте 2216 м, прорывает Адское ущелье, затем протекает через Рейнвальдскую котловину, отсюда поворачивает на север и, прорвавшись через ущелье Bиa-мала, вступает в Томлешгскую долину. Притоки Заднего Рейн: справа — Аверский Рейн и Альбула, слева — Нолла. Передний Рейн (после 70 км течения) и Задний Рейн (после 56 км) соединяются у Рейхенау, образуя реку Рейн, имеющую здесь 45 м ширины.

По характеру своего течения и устройству поверхности стран, через которые Рейн протекает, он делится на следующие участки: 1) от Рейхенау до Базеля; 2) от Базеля до Бингена; 3) от Бингена до Кельна; 4) от Кельна до устья.

I. На участке от Рейхенау до Базеля (299 км длины) Рейн, называемый Швейцарским, сохраняет в значительной степени характер горной реки, хотя и допускает плавание лодок и небольших судов (правильное судоходство начинается лишь ниже Базеля). От Рейхенау Рейн направляется к Куру, где принимает реку Плессур и, повернув к северу, вступает в долину, по которой протекает до Боденского озера, приняв на этом протяжении справа реки Ланкарт и Илль, а слева — Тамину. Войдя в Боденское озеро у Рейнека, Рейн оставляет его у Констанца и в 6 км оттуда образует Целлерское или Нижнее озеро. Отсюда он, направляясь на запад, течет в высоких берегах до Шауфгаузена, где образует знаменитый рейнский водопад. Еще за ½ версты до Шауфгаузена река начинает волноваться и, встречая ряд скал, образует водовороты; падение реки все усиливается, пока, наконец, вся масса воды, шириной 170 м, низвергается со страшным шумом в котловину, через каменную преграду в 24 м высоты. Затем река успокаивается, протекая между отлогими берегами, пока ниже Цурцаха, при впадении Аары и Вутаха, не встречает лежащую поперек русла скалу. Это так называемый Малый Лауфенский водопад. При низком стоянии воды небольшие суда могут проходить опасный (6 м ширины) прорыв в скале. Далее, у Лауфенбурга, группа скал стискивает реку, образуя Большой Лауфенский водопад и, наконец, выше Рейнфельдена, в местности, называемой Гевильд, встречается опять ряд стремнин, из которых самая опасная так называемая Гелленгакен. Притоки Рейн на этом участке: справа — Вутах, Альб, Вера и Визе; слева — Тур, Глатт, Аара и Бирс.

II. От Базеля до Бингена (361 км; так называемый Верхний Рейн) река течет к северу через Верхнерейнскую низменность, составляя границу сначала между Эльзасом и Баденом, затем между последним и Баварским Пфальцем; прорезав великое герцогство Гессенское, Рейн течет по границе между последним и Пруссией и затем вступает в Рейнскую провинцию. Начиная с Базеля, долина Рейн расширяется, окаймляясь слева Вогезами и Гардтом, справа — Шварцвальдом и Одонвальдом. Река делает по широкой долине множество извилин и распадается на отдельные рукава и притоки. По плану баденского инженера Туллы в течение 1818—72 гг. здесь велись работы по урегулированию течения реки. Работами этими создан более короткий (на 72 км) и прямой фарватер, причем образовалось много затонов. Начиная от прусско-гессенской границы долина Рейн начинает суживаться, горы (Таунус и др.) все ближе подступают к реке. У Майнца Рейн поворачивает на запад, справа имея вплоть до Бингена живописную Рейнгаусскую долину. Быстрота течения при среднем уровне воды у Базеля 4 м в секунду, у Келя — 3,1, у Лаутербурга — 2,2, у Маннгейма — 1,3 м в секунду. Притоки: справа — Эльц, Кинциг, Ренх, Мург, Альб, Пфинц, Кранх, Неккар и Майн; слева — Илль, Модер, Зауэр, Зельцбах, Лаутер и Квейх.

III. От Бингена до Кельна (159 км, Средний Рейн) река, повернув опять к северо-западу, прорезает Рейнские сланцевые горы. Долина чрезвычайно суживается, окаймляясь справа Таунусом, Зибенгебирге и Вестервальдом, слева — Гунсрюком, Эйфелем и Высоким Фенном. Отвесные стены гор часто едва оставляют место для железной дороги по берегу реки. Здесь берега Рейн наиболее знаменитые по живописности своего положения. В прежнее время здесь встречались опасные для судоходства скалы (так называемая Бингенская пучина [Binger Loch], Wildes Gef ä hrt у Бахараха, Лорелея у Обервезеля, Большой и Малый Ункельштейн и др.). Уже в XVII в. были предприняты работы для взрыва некоторых из этих скал. Большой Ункельштейн был взорван во время французского господства. С 1830 г. был предпринят прусским правительством ряд работ для устранения препятствий к судоходству на этом участке Рейн; с 1830 по 1887 гг. вынуто из русла реки 58377 куб. м земли, и в настоящее время фарватер реки вполне удобен для судоходства. Притоки на этом протяжении: справа — Виспер, Лан, Вид и Зиг; слева — Наге, Мозель, Брольбах и Ар.

IV. От Кельна (343 км, Нижний Рейн) реку сначала слева, а затем справа покидают горы, и она вступает в низменность, по которой течет до устья. Ниже Эммериха Рейн вступает в голландскую провинцию Гельдерн и в 1,5 км отсюда распадается на два рукава. Левый рукав, принимающий ⅔ рейнских вод, называется до Левенштейна Ваалом, до Дордрехта — Мерведой, затем, под именем Новый Маас, впадает в Северное Немецкое море, недалеко от Бриелля. Правый, меньший рукав, называемый на протяжении 4 км. Нижним Рейн, делится в свою очередь на два рукава; правый из них, под названием Нового Исселя, течет по каналу, выкопанному Друзом, и затем, соединившись у Доесбурга со Старым Исселем, впадает в Зюдерзее; левый рукав, под именем Новый Рейн, течет параллельно Ваалу и затем делится на два рукава: левый — Лек — течет до Роттердама, где соединяется с Маасом; правый — Извилистый Рейн — течет к Утрехту, где распадается на два рукава (правый — Фехт, впадающий в Зюдерзее, и левый — Старый Рейн, протекающий через Лейден и впадающий в Северное море у Катвейка). Старый Рейн, очень маловодный, к началу XIX в. потерял сообщение с морем, затерявшись в дюнах, и лишь в 1805 г. с сооружением большого канала со шлюзами, был создан выход к морю для этой части Рейн Все эти рукава Рейн текут в крайне низких берегах, большей частью защищенных плотинами, для предупреждения наводнений (см. Нидерланды). Притоки Рейн на этом протяжении: справа — Вуппер, Рур, Эмшер и Липпе, слева — Эрфт и Маас.

Ширина Рейн при Рейхенау 51 м, при впадении в Боденское озеро 65 м, у Базеля 206 м, у Маннгейма 330 м, у Майнца 626 м, у Кобленца 435, у Кельна 522 м, у Везеля 616 м, у Эммериха 992 м. Глубина Рейн, при нормальном уровне воды, в Верхнерейнской низменности 1,5—6 м, между Майнцем и Кельном 4—5 м, у Дюссельдорфа до 16 м. Падение реки особенно значительно в верхнем течении. Получив начало на высоте 2344 м в Переднем Рейн и 2216 м в Заднем Рейн, уровень реки у Рейхенау имеет лишь 586 м, у Боденского озера 399 м, у Базеля 252 м, у Альтбрейзаха 227 м, у Келя 150 м, у Маннгейма 85 м, у Майнца 80 м, у Бингена 76 м, у Кобленца 58 м, у Кельна 36 м, у Эммериха 11 м и у Арнгейма 9,5 м. Собрав огромные массы воды от таяния льдов и снега в швейцарских горах, Рейн вливается в Боденское озеро, которое служит "осветляющим резервуаром" и отсюда несет около 1000 куб. м воды в секунду при среднем уровне (у Келя при среднем уровне 956 куб. м и 4685 куб. м при наибольшем разливе; у Эммериха при среднем уровне 2210 куб. м, а при высшем 9000 куб. м). Рейн, совершая в горах колоссальную геологическую работу, уносит огромные массы гравия, гальки, песка и ила, которые беспрерывно смывает у берегов. У Гемерсгейма река уносит ежегодно 1944 тыс. куб. м в год ила. Рейн на всем протяжении замерзает, кроме самых быстрых участков (в верхнем течении, у рейнского водопада и между Бингеном и Бонном), но замерзание бывает не каждую зиму и редко продолжается более 2 месяцев. В теплые зимы нет даже плавучего льда. Правильного весеннего половодья, как русские реки, Рейн не имеет. В верхнем течении и отчасти в среднем, до Майнца или Кобленца, самая высокая вода бывает летом, вследствие таяния альпийских снегов и ледников. Ниже, особенно от Кельна до устья, вода всего выше зимой, ниже летом. Но на всем течении Рейн разность средних уровней в разные времена года незначительна. Рыболовство на Рейн — лососи, осетры, миноги, карпы, щуки и др. С 1871 г. рыбоводные заведения в Гюнингене, в Эльзасе, особенно способствовали оживлению рыболовного промысла в Рейн и его притоках. Рейнский песок заключает в себе ничтожную примесь золота. Еще в 1850 г. в Бадене ежегодно добывали его посредством промывки на 45 тыс. франков в год, но в настоящее время разработка не окупает расходов. Постоянные, преимущественно железнодорожные, мосты в пределах Германии: у Гюнингена, Нейенбурга, Нейбрейзаха, Келя, Максау, Гермерсгейма, Маннгейма, Майнца, Кобленца, Кельна, Дюссельдорфа, Гохфельда и Везеля.

P. имеет огромное торговое значение, несмотря на то, что почти на всем протяжении вдоль реки идут две параллельные железные дороги. Он протекает через самые густонаселенные, богатые по своим природным условиям и промышленности, страны Европы, впадает в открытое Немецкое море и своими судоходными притоками связывает Германию, Францию, Бельгию и Нидерланды, а каналами соединяется с Дунаем, Роной и Марной. Из многочисленных притоков Рейн более или менее судоходны: Аара, Илль, Неккар, Майн с Регницем, Лан, Мозель с Сааром, Эрфт, Рур, Липпе и Маас. От Базеля до Келя судоходство еще незначительно, здесь ходят лишь суда до 400 центнеров вместимости; от Келя до Плиттерсдорфа суда достигают 2000—3000 центнеров вместимости, и начиная отсюда судоходство получает крупное торговое значение. До Маннгейма ходят суда до 12 тыс. центнеров, а ниже — и большей вместимости. Пароходство появилось на Рейн в 1817 г. Первые правильные пароходные рейсы между Роттердамом и Кельном учреждены нидерландской компанией. В 1827 г. кельнской компанией, а в 18 3 7 г. — дюссельдорфской введено пассажирское пароходное движение и выше Кельна, до Маннгейма. В настоящее время между Роттердамом и Маннгеймом ходят пассажирские пароходы 2 обществ: нидерландского и соединенного кельнско-дюссельдорфского. Для грузового движения действуют свыше 10 других обществ. Всего в 1894: г. через главную таможню в Эммерихе прошло: вверх 17447 судов, с 4776000 тонн груза, вниз 17590 судов, с 3142000 тонн груза. Главные пристани в Германии: Кель, Максау, Леопольдсгафен, Гермерсгейм, Шпейер, Маннгейм, Людвигсгафен, Вормс, Розенгартен, Гернсгейм, Густавсбург, Майнц, Бибрих, Ширштейн, Бинген, Оберланштейн, Кобленц, Кельн, Нейс, Дюссельдорф, Гохфельд, Дуйсбург, Рурорт и Везель; в Нидерландах: Арнгейм, Утрехт, Амстердам, Нимвеген, Тиль, Боммель, Дордрехт и Роттердам. Движение судов и грузов на более значительных пристанях в 1893 г.:

ГАВАНИ

Пришло судов

В том числе пассажирских

Груз, в тоннах

Вышло судов

В том числе пассажирских

Груз, в тоннах

Рурорт

Дуйсбург

Дюссельдорф

Кельн

Кобленц

Бинген

Майнц

Густавсбург

Маннгейм 1)

18487

5388

2837

5433

2957

4238

6500

1572

9332

3

6

1256

2357

1908

3267

2478

697

646632

693454

236862

402691

42677

45238

192278

470620

2418313

18680

5518

2837

4471

2361

4252

6499

1572

9376

3

6

1256

3130

1809

3267

2478

697

3254196

1156092

43645

180944

8807

9084

33830

31183

410810

1) Маннгейм — центр хлебной торговли для южной Германии и части Швейцарии. Русский и американский хлеб привозятся вверх по Рейн

До начала XIX столетия развитие судоходства по Рейн задерживалось разнообразными пошлинами в пользу государств, через земли которых река протекает. Начало свободному судоходству положено было предложением французской директории на раштатском конгрессе. Решением германской имперской депутации были отменены в 1803 г. существовавшие до того времени рейнские пошлины. В следующем году была заключена конвенция о том же с Францией. В 1810 г. Наполеон распространил свободу плавания по Рейн и на Голландию. В акты венского конгресса была включена конвенция о судоходстве по Рейн, на основании которой была учреждена центральная комиссия о рейнском судоходстве, из представителей заинтересованных государств. На комиссию было возложено выработать регламент для судоходства по Рейн Работы комиссии, заседавшей в Майнце, длились до 1831 г., когда прирейнскими государствами была подписана новая конвенция, урегулировавшая судоходные пошлины на однообразных основаниях. К этой конвенции Голландия присоединилась лишь в 1844 г. Полная отмена рейнских судоходных пошлин последовала лишь в 1868 г., на основании новой, заключенной в Маннгейме, конвенции, главные положения которой следующие: судоходство по Рейн от Базеля до моря свободно для флотов всех государств; Лек и Ваал считаются частями Рейн; рейнские суда и плоты с лесом имеют свободный вход в море через бельгийскую или нидерландскую территорию, любым путем. Центральная комиссия по рейнскому судоходству собирается 1 июля ежегодно.

Ср. Mehlis, "Der Rhein in der Kelten- und R ömer-Zeit, im Mittelalter, in der Neuzeit" (1876—79); Kollbach, "Rheinisches Wanderbuch" (1891); "Der Rheinstrom und seine wichtigsten Nebenflü sse" (1890, изд. Центрального бюро метеорологии и гидрографии великого герцогства Баденского); Quetsch, "Geschichte des Verkehrswesens am Mittelrhein" (1891); van der Borght, "Die wirtschaftliche Bedeutung der Rheinschiffahrt" (1892); Schenkel, "Recht und Verwaltung des Wasserwesens im deutschen Rheingebiet" (1891); периодическое изд. "Jahresberichte d. Zentralkommission f. die Rheinschiffahrt in Mannheim"; Simrock, "Rheinsagen" (1891); Horn, "Der Rhe in, Geschichte und Sagen seiner Burgen etc." (1893).

Смотрии так же...