Ребус, вид загадки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РЕА
РЕБ
РЕВ
РЕГ
РЕД
РЕЕ
РЕЖ
РЕЗ
РЕИ
РЕЙ
РЕК
РЕЛ
РЕМ
РЕН
РЕО
РЕП
РЕР
РЕС
РЕТ
РЕУ
РЕФ
РЕХ
РЕЦ
РЕЧ
РЕШ
РЕЯ

Ребус, вид загадки (франц. r é bus). — В XV веке во Франции ребусами назывались особого рода пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. Этим пасквилям, заключавшим в себе более или менее остроумное обозрение приключений и интрижек, случившихся в известном околотке и имевших для местных жителей интерес скандала, авторы их дали латинское название "De rebus quae geruntur", т. е. "Новости дня". В ХVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией, слово Ребус получило иное значение, сохранившееся за ним и до сих пор: так стала называться загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, например, изображенные в Ребус конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули — лопнули и т. п. Родиной Ребус, как загадки, также была Франция. Первые известные рукописные сборники Ребус относятся к концу XV или началу XVI в. В 1582 г. появился первый печатный их сборник под заглавием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (1548—90). Его книжка представляет собой целый трактат о Ребус, но рисунков в ней не более 1 6. Большинство остальных Ребус Табуро передает в форме шутливых рассказцев; напр. некий аббат на приказание оставить аббатство отвтил: "Я употребил 30 лет на изучение первых двух букв азбуки (А. В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с двумя следующими буквами" (С. D.). Под А. В. он подразумевал аббатство (abbaye), a под С. D. — глагол c é der (уступить). Из литературной сферы Ребус распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции мода на Ребус перешла в Англию, Германию и Италию, но ни в одной из этиx стран не получила широкого развития. В новейшее время Ребус занимает скромное место на последних страницах некоторых иллюстрированных изданий. В России он появился в 1845 г. в журнале "Иллюстрация". Ребус рисовали даже известные художники, как М. П. Клодт, H. H. Каразин; особенно удачными считаются ребусы И. И. Волкова (в "Ниве"). Связь Ребус с идеографией и пиктографией очевидна: достаточно напомнить приводимое Э. В. Тайлором сообщение, что мексиканцы для начертания слов pater noster рисовали флаг (pan) и камень (te), грушу (noch) и снова камень, что в слитном произношении давало pante — nochte и служило для передачи звуков pater noster. Связь этих письмен с Ребус-загадкой, очевидно, случайная; последний остается пустой забавой, не имеющей в противоположность некоторым другим видам загадок никакого значения в воспитании мысли. Ср. журнал "Ребус", особенно за первые годы его издания; Колосов и Озерков, "История Ребус" (СПб., 1884); Ochmann, "Zur Kenntniss der R." (1861); Hoffmann, "Grundzüge einer Geschichte des Bilderrä thsels" (1869); Delepierre, "Essai historique ei bibliographique sur les R." (Л., 1874).

Смотрии так же...