Неканонические книги Священного Писания

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЕА
НЕБ
НЕВ
НЕГ
НЕД
НЕЕ
НЕЖ
НЕЗ
НЕИ
НЕЙ
НЕК
НЕЛ
НЕМ
НЕН
НЕО
НЕП
НЕР
НЕС
НЕТ
НЕУ
НЕФ
НЕХ
НЕЧ
НЕШ
НЕЩ
НЕЭ
НЕЯ

Неканонические книги Священного Писания — книги, не внесенные церковью в канон (см.), как по происхождению не боговдохновенные, но присоединенные к нему в кодексах Библии, как полезные для благочестия, назидательные, церковные. Они существуют только в ветхозаветной Библии и по времени происхождения все относятся к четырем последним векам до Рождества Христова; написаны отчасти на еврейском (потом переведены на греческий), отчасти на греческом языке. В одном кодексе с каноническими книгами они появляются в Александрии (в переводе 70-ти толковников). В древнейшие времена христианской церкви им усвоялось название "священного писания"; цитаты из них у некоторых отцов церкви (Варнавы, Поликарпа, Климента, Иринея) приводятся наряду с местами из книг канонических. К Неканонические книги Священного Писания книгам относятся в современном кодексе Библии (в церкви восточной): Товит, Юдифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса Сирахова, книга Варуха, вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские. Сюда же принадлежат некоторые части книг канонических, присоединенные к их первоначальному составу впоследствии, именно: молитва царя Манассии в конце второй книги Паралипоменон; места в книге Есфирь, не означенные счетом стихов в греческом тексте и славянском тексте; послание Иеремии к находившимся в плену вавилонском иудеям, присоединенное к пророчествам Иеремии; в книге пророка Даниила песнь трех отроков (гл. 3), история о Сусанне (гл. 13), история о Виле и Змии (гл. 14). Иногда у отцов церкви между Неканонические книги Священного Писания книгами помещается и книга Есфирь. Церковь заботилась о том, чтобы эти церковные книги отнюдь не были смешиваемы с книгами апокрифическими, и с этой целью включила в свои правила их перечень. Некоторые части Неканонические книги Священного Писания книг читаются в православной церкви при богослужении (например, паремии из книги Премудрости Соломоновой); из них заимствован также текст некоторых церковных молитв. Западная церковь по отношению к вопросу о Неканонические книги Священного Писания книгах представляет отличие от восточной. Блаженный Иероним все Неканонические книги Священного Писания книги (не содержащиеся в еврейском каноне) относит к числу апокрифов; блаженный Августин, напротив, книги Товит, Юдифь, 1 и 2 Маккавейские помещал между каноническими. Это воззрение Августина усвоила позднейшая западная церковь, которая на Триентском соборе, при изложении своего учения о каноне, назвала книги еврейского канона — каноническими первой степени (protocanonici), а книги Неканонические книги Священного Писания — каноническими второй степени (deuterocanonici), исключив из них книги Ездры (хотя они и находились в Вульгате) и три книги Маккавейские. Взгляд Иеронима принят в основание протестантского учения о Неканонические книги Священного Писания книгах. Лютер к своему переводу книг канонических присоединил и перевод с греческого книг Неканонические книги Священного Писания, но признал за ними значение и достоинство лишь апокрифов. Позже в протестантстве возникло деление апокрифов на апокрифы первой степени, куда отнесены книги Неканонические книги Священного Писания, и апокрифы второй степени (апокрифы в собственном смысле). В позднейшее время в протестантстве относительно Неканонические книги Священного Писания книг возникла полемика и развилась обширная ученая литература, с которой подробно знакомят: Ewald, "Jahrb ü cher der Bibl. Wissenschaft"; статья в "Энциклопедии" Герцога (т. VII), "Kanon d. Alt. Testament", и F. Fritsche und W. Grimm, "Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zu den Apocryphen d. Alt. Testament" (Лейпциг, 1851—1860). В научной экзегетике название книг Неканонические книги Священного Писания часто усвояется также тем древнейшим памятникам христианской церковно-учительной литературы, которые читались в православной церкви во время богослужения, после писаний апостольских, и помещались обыкновенно в конце новозаветных библейских кодексов, как, например, послание Варнавы, послания Климента Римского и другие, которые церковный историк Евсевий называет церковно-общественными (δεδημοσιευμένα βιβλία) и общепризнанными (ομολογουμέναι); но в этом отношении название Неканонические книги Священного Писания не имеет значения церковно-канонического термина.

См. Смирнов-Платонов, "Неканонические книги Священного Писания книги" ("Православное Обозрение", 1862); архимандрит Михаил, "Библейская письменность каноническая и Неканонические книги Священного Писания" (в "Чтениях Московского Общ. Любителей Духовного Просвещения", 1872); "Из Чтений по Ветхому Завету" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1871).

Неканонические книги Священного Писания Б—в.

Смотрии так же...