Неканонические книги Священного Писания — книги, не внесенные церковью в канон (см.), как по происхождению не боговдохновенные, но присоединенные к нему в кодексах Библии, как полезные для благочестия, назидательные, церковные. Они существуют только в ветхозаветной Библии и по времени происхождения все относятся к четырем последним векам до Рождества Христова; написаны отчасти на еврейском (потом переведены на греческий), отчасти на греческом языке. В одном кодексе с каноническими книгами они появляются в Александрии (в переводе 70-ти толковников). В древнейшие времена христианской церкви им усвоялось название "священного писания"; цитаты из них у некоторых отцов церкви (Варнавы, Поликарпа, Климента, Иринея) приводятся наряду с местами из книг канонических. К Неканонические книги Священного Писания книгам относятся в современном кодексе Библии (в церкви восточной): Товит, Юдифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса Сирахова, книга Варуха, вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские. Сюда же принадлежат некоторые части книг канонических, присоединенные к их первоначальному составу впоследствии, именно: молитва царя Манассии в конце второй книги Паралипоменон; места в книге Есфирь, не означенные счетом стихов в греческом тексте и славянском тексте; послание Иеремии к находившимся в плену вавилонском иудеям, присоединенное к пророчествам Иеремии; в книге пророка Даниила песнь трех отроков (гл. 3), история о Сусанне (гл. 13), история о Виле и Змии (гл. 14). Иногда у отцов церкви между Неканонические книги Священного Писания книгами помещается и книга Есфирь. Церковь заботилась о том, чтобы эти церковные книги отнюдь не были смешиваемы с книгами апокрифическими, и с этой целью включила в свои правила их перечень. Некоторые части Неканонические книги Священного Писания книг читаются в православной церкви при богослужении (например, паремии из книги Премудрости Соломоновой); из них заимствован также текст некоторых церковных молитв. Западная церковь по отношению к вопросу о Неканонические книги Священного Писания книгах представляет отличие от восточной. Блаженный Иероним все Неканонические книги Священного Писания книги (не содержащиеся в еврейском каноне) относит к числу апокрифов; блаженный Августин, напротив, книги Товит, Юдифь, 1 и 2 Маккавейские помещал между каноническими. Это воззрение Августина усвоила позднейшая западная церковь, которая на Триентском соборе, при изложении своего учения о каноне, назвала книги еврейского канона — каноническими первой степени (protocanonici), а книги Неканонические книги Священного Писания — каноническими второй степени (deuterocanonici), исключив из них книги Ездры (хотя они и находились в Вульгате) и три книги Маккавейские. Взгляд Иеронима принят в основание протестантского учения о Неканонические книги Священного Писания книгах. Лютер к своему переводу книг канонических присоединил и перевод с греческого книг Неканонические книги Священного Писания, но признал за ними значение и достоинство лишь апокрифов. Позже в протестантстве возникло деление апокрифов на апокрифы первой степени, куда отнесены книги Неканонические книги Священного Писания, и апокрифы второй степени (апокрифы в собственном смысле). В позднейшее время в протестантстве относительно Неканонические книги Священного Писания книг возникла полемика и развилась обширная ученая литература, с которой подробно знакомят: Ewald, "Jahrb ü cher der Bibl. Wissenschaft"; статья в "Энциклопедии" Герцога (т. VII), "Kanon d. Alt. Testament", и F. Fritsche und W. Grimm, "Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zu den Apocryphen d. Alt. Testament" (Лейпциг, 1851—1860). В научной экзегетике название книг Неканонические книги Священного Писания часто усвояется также тем древнейшим памятникам христианской церковно-учительной литературы, которые читались в православной церкви во время богослужения, после писаний апостольских, и помещались обыкновенно в конце новозаветных библейских кодексов, как, например, послание Варнавы, послания Климента Римского и другие, которые церковный историк Евсевий называет церковно-общественными (δεδημοσιευμένα βιβλία) и общепризнанными (ομολογουμέναι); но в этом отношении название Неканонические книги Священного Писания не имеет значения церковно-канонического термина.
См. Смирнов-Платонов, "Неканонические книги Священного Писания книги" ("Православное Обозрение", 1862); архимандрит Михаил, "Библейская письменность каноническая и Неканонические книги Священного Писания" (в "Чтениях Московского Общ. Любителей Духовного Просвещения", 1872); "Из Чтений по Ветхому Завету" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1871).
Неканонические книги Священного Писания Б—в.