Налоги

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Налоги (общая теория). — I. Историческое развитие Налоги Налоги, ныне составляющие главный источник государственного дохода, возникали и развивались постепенно, заменяя собой прежние способы извлечения доходов. Существование стройной системы Налоги есть, поэтому, признак высокой ступени государственного развития. Довольно сложные системы Налоги существовали ещё в культурных государствах древнего мира. В древней Индии существовали Налоги поземельный, промысловый, с торговли и другие, причем размеры их определялись в виде известных (от 1/50 до 1/6) долей доходов или стоимости продуктов производства и предметов торговли. Уплата Налоги составляла в то время не чисто светскую, как теперь, обязанность граждан, а обуславливалась религиозными требованиями: они нередко имели форму жертвоприношений. В древних классических государствах Налоги появляются уже в форме чисто светских повинностей, вследствие высоко развитой идеи государственности. При отсутствии ясного разграничения между сферами частного и государственного хозяйства, все имущество, все доходы граждан рассматривались нередко как достояние государственное; в то же время само государство, из средств, получаемых преимущественно в виде военной добычи, контрибуций и даней с покоренных народов, удовлетворяло многие потребности народа (хлеб и зрелища в Риме). В период Империи римляне были чрезвычайно изобретательны по части установления различных Налоги; они производили довольно сложные операции исчисления населения (capitatio) для подушных налогов, оценки имуществ (jugatio) — для налогов поимущественных и подоходных. Все эти более сложные и совершенные способы извлечения доходов исчезают с падением западной римской империи, с наступлением темной средневековой эпохи и последовавшим за тем развитием феодальной системы. В эпоху господства феодализма, вследствие слабости правительственной власти, представители ее не могут обращаться к народу с требованиями уплаты Налоги, тем более что в непосредственных отношениях к народу они не стояли: большинство населения находилось в крепостной или иной зависимости от своих вотчинников-помещиков. Если центральная власть и получала какие-либо денежные платежи, то это были или добровольные пособия (auxilium, benevolentia), или же взносы, вызванные особыми обстоятельствами (выкуп короля из плена, посвящение сыновей правителя в рыцарское достоинство, выдача дочерей его замуж и т. п.). Более постоянное обложение Налоги применяется прежде всего к промышленным и торговым классам, жившим по преимуществу в городах и раньше достигавшим независимости от рыцарей и помещиков. Главными источниками доходов продолжали служить домены и регалии — так называемые частнохозяйственные или механические доходы, в отличие от Налоги, как доходов общественно-правовых (основанных на принуждении) или органических (связывающих частные хозяйства с государственным в одно органическое целое). Развитие системы Налоги начинается главным образом с конца XV и начала XVI столетия, в связи с заменой прежней натуральной системы хозяйства денежной, под влиянием открытия Америки и морского пути в Ост-Индию и вообще расцвета сперва внешней, а затем и внутренней торговли. Другой причиной, вызывавшей развитие Налоги, служило образование постоянных армий и вообще сосредоточение военной власти в руках главы государства. Усиление правительственной власти, опирающейся на войско, давало ей возможность обращаться к гражданам уже с более решительными требованиями уплаты Налоги, идущих и на другие, преимущественно личные надобности правителей. Тем не менее первыми видами денежных платежей граждан являются не прямые Налоги, а преимущественно пошлины, т. е. плата за услуги, доставляемые государством отдельным гражданам: судебные пошлины, пошлины, взимаемые при передвижении людей и товаров, в виде вознаграждения за обеспечение безопасности на дорогах и за самое устройство дорог, мостов, портов, гаваней и т. п. Обложение Налоги собственных подданных считается для них сначала как бы оскорбительным, напоминая дань, которой облагаются покоренные народности. Мало-помалу, однако, Налоги вводятся и внутри страны, но первоначально в менее заметной форме налогов косвенных, а не прямых. При возвышении размеров обложения, косвенные Налоги становятся весьма чувствительными и вызывают сильное неудовольствие народа, доходящее иногда до открытых восстаний. Невозможность дальнейшего повышения косвенных Налоги или приобретения новых объектов для обложения ими заставляет искать источников доходов в прямых Налоги Первыми видами прямых Налоги являются подушные или поголовные и поземельные: первые — потому что для установления их достаточно исчислить податное население, вторые — так как земледелие составляет первичный постоянный промысел населения, пока не получает более широкое развитие обрабатывающая промышленность. Постепенно Налоги получают еще другое, чисто экономическое значение средства покровительства внутренней промышленности (см. Меркантилизм). Обыкновенно высокими пошлинами облагались, в этих видах, ввозимые в страну продукты обрабатывающей промышленности; но в Англии ввозные пошлины долго взимались и с хлеба и других сырых продуктов, в интересах крупных землевладельцев.

II. Teopuu обложения Налоги На развитие Налоги сперва не оказывали никакого влияния теоретические соображения, так как и настоящей финансовой науки не существовало до второй половины XVIII столетия. Зачатком теории Налоги можно считать учение английского писателя Давенанта, сводившееся к защите интересов землевладельцев. По его мнению, их не следовало облагать Налоги, так как поземельный доход — единственный чистый доход, и все те, кто не имеет чистого дохода, все равно сложат с себя Налоги, переложив их на других лиц. Этот парадоксальный вывод совершенно противоположен другому, сравнительно более логичному, к которому приходили физиократы, также исходившие из признания поземельного дохода единственным чистым доходом; они находили, что именно поземельный доход и должен быть облагаем Налоги, так как единственным правильным объектом обложения является чистый доход. Еще раньше близкую к этой идею о едином поземельном Налоги проводил Вобан (см.) в сочинении: "Projet d'une d î me royale". В начале второй половины XVIII в. вопросом об основах обложения преимущественно занимались французские писатели (см. Налоги Бржеский, "Податная реформа. Французские теории XVIII столетия", 1888). Они утверждали, что Налоги должны соответствовать доходам и ложиться возможно более равномерно на все население, а не составлять исключительно бремени непривилегированных податных классов общества. В абсолютной монархии ничем не ограничено и право монарха облагать своих подданных теми или другими Налоги и повинностями, сообразуясь или только с размерами государственных потребностей, или с платежной способностью тех или других лиц и общественных классов; нередки, впрочем, и случаи обложения обратно пропорционально имущественной состоятельности плательщиков (привилегии высших классов). При конституционном строе, рядом с признанием абсолютной обязанности подданных уступать часть своих доходов на общегосударственные нужды, возникает новый способ установления Налоги и определения их размеров — при посредстве голосования Налоги в парламентах: при этом обсуждаются цель и назначение требуемых государством средств, и бремя Налоги распределяется сообразно действительной налогоспособности граждан. Признание за государством абсолютного права требовать Налоги, за гражданами — абсолютной обязанности их уплачивать, противополагается прежним, так называемым относительными теориям, в свое время (в конце XVIII в.) выражавшим как бы реакцию против абсолютного права обложения неограниченных монархий. Они сводились к установлению как бы известного равновесия между суммой уплачиваемых Налоги и получаемых от правительства услуг, т. е. к попытке создать нечто вроде частноправовых отношений между обеими сторонами. Теперь такое обоснование уже не признается теоретически правильным, или если и признается, то лишь в самом общем и широком смысле: только общая сумма всех уплачиваемых народом Налоги равняется общей ценности услуг, оказываемых государством, но отнюдь не каждый уплачивает ровно столько, сколько стоят получаемые им от государства услуги. Теперь главной основой обложения является налогоспособность, т. е. соответствие, пропорциональное или даже прогрессивное, между Налоги и доходами отдельных лиц и классов, — а не стоимость получаемых услуг (такой характер, да и то лишь отчасти, носят только пошлины).

В связи с изменениями во взглядах на основания обложения развивались постепенно и определения Налоги Сначала, когда господствовали относительные теории и вместе с тем проводился либерально-экономический взгляд на задачи государства, сводившиеся к обеспечению свободы и частной собственности граждан, Налоги сравнивали со страховой премией, уплачиваемой за безопасность и гарантию собственности (Монтескье). По мере расширения государственных задач, в Налоги стали видеть нечто иное. Рикардо определяет их так: "Налоги есть та часть дохода от земли и промышленности страны, которую отдают подданные в распоряжение государства". Еще позже в них стали видеть "правильные, периодические, законом установленные взносы граждан, производимые ими, сообразно их доходам, на нужды государства" (Л. Штейн). К этому необходимо еще добавить определение Налоги как взносов принудительных или обязательных. Все такие определения неполны, потому что указывают только на одну сторону или одно значение H. Наиболее всеобъемлющее определение дано профессором Адольфом Вагнером: "Налоги суть принудительные взносы частных хозяйств, отчасти идущие на покрытие общественных (государственных) расходов, отчасти являющиеся средством изменения распределения народного дохода" ("Lehrbuch der Finanzwissenschaft", ч. I, § 143, стр. 326; ч. II, § 329, стр. 150). Не все финансисты принимают это определение, находя вторую его часть излишней; но оно представляется наиболее правильным, потому что Налоги несомненно обладают свойством влиять на распределение доходов (хотя государства и не всегда пользуются этим свойством). Спорным можно считать только вопрос о том, следует ли государству сознательно пользоваться Налоги в этом именно смысле. Действительность, в последнее время, представляет все больше и больше данных для утвердительного разрешения этого вопроса.

III. Основные элементы обложения Налоги Податным источником признается та сумма ценностей, из которых уплачиваются Налоги — следовательно, известное имущество или доход. Уплата Налоги производится сообразно с относительной ценностью имуществ или величиной доходов; поэтому должна существовать основа измерения оклада Налоги Так, например, при подоходном Налоги этой основой и в то же время податным источником является размер дохода. Такое совпадение, однако, бывает не всегда; например, в имущественных Налоги податным источником является самое имущество, основой измерения — пространство его, или качество, или же доход, доставляемый им. В косвенных Налоги основа и размер совпадают еще менее: действительным источником является здесь доход, а основой измерения — размер потребления тех или иных обложенных предметов (акцизы) или просто сумма расхода (квартирная плата).

Субъект Налоги есть податное лицо, т. е. лицо, юридически обязанное платить Налоги Оно не всегда совпадает с действительным плательщиком налога: в косвенных Налоги, например, казна берет Налоги с производителей или продавцов облагаемых предметов, а уплачивают их, в виде надбавки к цене, потребители или покупатели. Только в прямых Налоги юридически и фактически субъекты совпадают, хотя и здесь до известной степени возможно бывает освобождение от платежа Налоги путем их переложения (см. ниже). С чисто юридической и даже политической точки зрения значение субъекта Налоги исторически сильно изменялось: прежде ими являлись только податные классы населения, как, например, это было у нас в России, по отношению к личным Налоги, до отмены подушной подати. С развитием правильных начал обложения такое различие податных и неподатных классов или субъектов совершенно уничтожается; это вызывается почти повсеместным исчезновением чисто личных Налоги, т. е. взимаемых безотносительно к доходу или имуществу субъектов. Субъектами Налоги, кроме лиц физических, являются и юридические, например различные товарищества, компании, предприятия и т. п. Субъекты юридические называются также сложными (например, наше сельское общество, акционерная компания и т. д.). По отношению к этим сложным субъектам возникает вопрос о двойном обложении их участников: они могут платить известный Налоги, падающий на общий доход с предприятия (например, 5% Налоги с акционерных предприятий), и, кроме того, могут быть еще обложены в отдельности каждый всеобщим подоходным Налоги Субъекты Налоги иногда освобождаются от обложения ввиду целей, ради которых существуют известные учреждения (благотворительные, ученые и т. п.), или же по недостаточности у них дохода (неподатные субъекты). По формальным основаниям из состава субъектов Налоги исключаются иностранцы, но не всегда, а в зависимости от продолжительности пребывания их в данной стране. Конечно, это может иметь отношение только к прямым, а не к косвенным Налоги, и не касается имуществ, которыми иностранцы владеют в данной стране или с которых они получают доходы. Субъектами (личными) Налоги не считаются главы государств и иногда члены царствующих фамилий; но с частных их имуществ они могут уплачивать Налоги наравне с обыкновенными гражданами. На том же основании освобождаются от Налоги представители иностранных государств (члены дипломатических миссий, посольств и т. п.).

Объектом Налоги считается источник дохода или доход, на которые падают или с которых взимаются Налоги Истинным, т. е. действительным источником Налоги, всегда бывал и должен быть доход, а не имущество; но прежде этого ясно не сознавали и потому преобладали Налоги с самого имущества, доставляющего доход, т. е. с капитала в частнохозяйственном смысле; между тем капитал, как источник дохода и как средство производства новых ценностей, облагаем, по общему правилу, быть не должен. Только с конца XVIII в. стал распространяться правильный взгляд, что объектом Налоги должен являться доход, и по возможности лишь чистый доход. Доход, определяемый для целей обложения, называется иногда финансовым, в противоположность хозяйственному, т. е. в действительности получаемому, который не всегда удается с полной точностью определить. Объекты Налоги могут быть разделены на следующие три категории: 1) объекты, измеримые сами по себе, но с неизмеримым доходом; 2) объекты с измеримым только доходом; 3) измеримые объекты с измеримыми доходами. К первой категории относятся объекты косвенного обложения, преимущественно предметы потребления, по размеру потребления которых косвенно можно судить о величине доходов их потребителей, т. е. субъектов Налоги Ко второй категории относятся специальные объекты общего подоходного Налоги, т. е. доходы независимо от источников их получения. К третьей категории относятся почти все объекты прямых Налоги (например, земля, промышленные предприятия, дома и т. п.), так как возможно определить, например, и ценность земли, и величину дохода, ею доставляемого. Подобно тому, как есть неподатные субъекты, бывают и объекты неподатные, т. е. почему-либо освобождаемые от обложения. Их можно, сообразно с мотивами освобождения, свести к следующим трем группам: 1) предметы, составляющие государственную собственность, например различные виды государственных имуществ, непосредственно доставляющих доход (земли, леса и т. п.) или служащих государственным целям. Это не исключает их, однако, из числа объектов обложения местными Налоги (например, земскими или городскими), взимаемыми на нужды местных органов самоуправления. Наравне с государственными имуществами могут быть освобождаемы от обложения капиталы и доходы различных благотворительных и других общеполезных учреждений. 2) Предметы хотя и ценные, но не предназначенные для промышленных целей, как, например, художественные произведения в музеях, ученые и учебные сооружения и принадлежности. 3) Предметы, освобожденные от обложения по соображениям социальным, например слишком мелкие доходы, вклады в сберегательные кассы, мелкие заработки и т. п. Размер обложения сводится, в конце концов, к определению или процента налога, или его оклада, т. е. выраженного в заранее назначенной цифре платежа, падающего на тех или других лиц или распределяемого между плательщиками (раскладочные Налоги).

IV. Руководящие принципы податной политики. Под этим именем понимается установление требований, которым должны удовлетворять Налоги с разных точек зрения, чтобы их можно было признать отвечающими цели и интересам плательщиков. В науке долго велась борьба за определение условий хорошего налога. Одним из первых писателей, разрабатывавших этот вопрос, был Мирабо (отец), установивший три главных требования или принципа: 1) Налоги должны падать на источники дохода, 2) они должны быть пропорциональны доходу и 3) издержки по взиманию их должны быть минимальны. Адам Смит установил четыре основные принципа, которые, в общих чертах, остаются незыблемыми и до настоящего времени: 1) Налоги должны быть пропорциональны доходу; 2) Налоги должны быть точно определены, т. е. условия их уплаты должны быть ясны; 3) H. должны быть взимаемы во время и при условиях наиболее удобных для плательщика и 4) Налоги должны, по возможности, взиматься в том размере, в каком они поступают в казну, т. е. вызывать возможно меньше издержек взимания. Основные принципы финансовой политики, насколько она касается Налоги, сгруппированы особенно полно Адольфом Вагнером, разделяющим их на следующие четыре группы: 1) принципы финансовой политики в тесном смысле слова — требования достаточности и подвижности Налоги 2) Принципы экономические — правильный выбор податных источников, влияние Налоги на плательщиков, различные способы избавления от платежа Налоги (сложение, переложение и т. д.). 3) Принципы справедливости или социальные соображения (общность, равномерность, прогрессивность Налоги, освобождение от Налоги мелких доходов и т. п.). 4) Принципы управления Налоги (их определенность, удобство для плательщиков и дешевизна взимания). Держась этой системы, мы рассмотрим каждую из намеченных ею категорий в отдельности.

1) Принципы финансовой политики. Под достаточностью Налоги понимается доставление ими средств для покрытия государственных расходов не только в данный финансовый период, но и в течение многих периодов. Подвижность Налоги выражает собой их свойство доставлять все более и более увеличивающиеся суммы, по мере роста бюджета. Первому требованию более удовлетворяют Налоги прямые, второму — косвенные. Прямые Налоги более определенны, но они малоподвижны, т. е. с большим трудом поддаются возвышению, угрожая иногда обратиться в обложение самого капитала, вместо обложения дохода. Косвенные Налоги возрастают по мере увеличения народного благосостояния, т. е. в связи с расширением потребления облагаемых ими предметов, и их можно возвышать по мере удешевления стоимости производства; но они не могут быть с такой же точностью заранее определены и не столь обеспечены в смысле правильности их поступления. Наиболее удовлетворяют обоим требованиям настоящие подоходные Налоги Требованию подвижности удовлетворяют также и пошлины, поступление которых увеличивается по мере расширения гражданского оборота.

2) Принципы экономические. Первоначально признавались три основных источника дохода, сообразно трем факторам производства — труду, природе и капиталу. Теперь, по почину Лоренца Штейна, считается достаточным признание только двух основных типов источников Налоги — труда и капитала, понимая под капиталом вообще имущество, приносящее доход его собственнику или владельцу, все равно, будет ли это земля или капитал в настоящем смысле (см. Капитал). Этим, конечно, нисколько не исключается возможность и необходимость различать, в частностях, доходы с земли от доходов с других видов капитального имущества. Такому двоякому виду податных источников отвечает и твердо установившееся деление их на фундированные и нефундированные: под первыми подразумеваются все доходы, получение которых связано с обладанием каким-либо капитальным имуществом, а под вторыми — доходы, вытекающие из труда в его более или менее чистом виде. Адольф Вагнер считает три основных вида податных источников: а) доход вообще, с подразделением его на два вида — доход в объективном смысле (Ertrag у немцев, produit у французов) и доход в субъективном смысле (Einkommen, revenu); б) капитальное имущество, т. е. приносящее доход, и в) имущества (предметы), предназначенные для потребления. Настоящим источником Налоги является доход в народно-хозяйственном смысле слова (см. Доход). Если Налоги будут падать на самый народный капитал (см.), то вследствие этого сократится производимый при помощи его народный доход, что, разумеется, нежелательно. Другое дело — обложение капитала в частнохозяйственном смысле, т. е. вообще всякого имущества, которое может приносить доход его владельцу. Обложение таких частнохозяйственных капиталов может не только не иметь тех вредных последствий, как обложение капитала народного, но даже иногда вести к прямо полезным результатам. Так, в руках владельца частный капитал может иногда быть мало или вовсе непроизводительным; между тем, если его подвергнуть обложению Налоги, то это может заставить его владельца пустить его в оборот, потому что иначе не с чего будет платить Налоги Необходимо строго различать понятия частного и народного капитала и тщательно избегать обложения последнего, чтобы не уменьшить его влияния на труд, как условия, увеличивающего производительность последнего. Яркий пример особенно невыгодного для всего народного хозяйства обложения народного капитала — когда у крестьян на уплату Налоги продается часть хозяйственного инвентаря, обложение частного капитала может быть оправдываемо еще потому, что он часто бывает создан не самим владельцем (например, получен по наследству). Обложением частных капиталов достигается и влияние Налоги на изменение в распределении доходов и имуществ. По вопросу о том, должен ли подвергаться обложению только чистый доход и он ли в действительности только и облагается, мнения финансистов расходятся. Большинство держится того взгляда, что объектом обложения должен быть лишь чистый доход; но почти никто не решается утверждать, что так всегда и бывает на самом деле. Весьма трудно даже определить самое понятие чистого дохода (см. Доход и Издержки производства). Большинство финансистов считают невозможным вычитать при этом издержки на содержание лица, получающего доход, так как их нельзя исчислить в точности ни для каждого отдельного лица, ни для разных категорий или классов: в первом случае слишком большую роль играют индивидуальные условия, а во втором всякое деление на классы было бы весьма искусственным. Иногда здесь применяются некоторые абсолютные масштабы (например, при освобождении от обложения таких минимальных доходов, которых едва только может хватать на поддержание существования их получателей). Не подлежит сомнению, что в действительности при обложении доходов вычитаются далеко не все издержки производства; особенно этого не делалось в прежнее время, когда Налоги определялись в известных долях валового продукта (десятинные, четвертные и т. п. сборы). По теории воспроизведения Налоги в составе всего народного хозяйства, предложенной Л. Штейном, Налоги представляют собой, все в совокупности, эквивалент стоимости государственных услуг или вызываемых ими расходов; а так как само государство не создает средств для ведения своего хозяйства, то эти издержки должны быть воспроизведены во всех частных хозяйствах, совокупность которых, в связи с государственным, и составляет одно органическое целое или народное хозяйство. Отсюда, однако, нельзя еще заключать, как это делает Л. Штейн, что, составляя часть издержек всякого производства, Налоги всегда может быть присоединен к стоимости продукта производства и таким путем переложен на потребителей этого продукта, в свою очередь перелагающих его далее, в виде бесконечной цепи. Несомненно только то, что общая годовая сумма Налоги действительно должна быть произведена трудом всего народа, в составе создаваемых им продуктов или в форме известной надбавки к их стоимости, относительно влияния Налоги на плательщиков и способа уплаты необходимо сделать следующие замечания: a) расширение производства или его удешевление может делать Налоги менее чувствительным — и это, конечно, есть наиболее желательный способ сложения Налоги, хотя далеко не всегда осуществимый. б) Сокращение личного потребления на всю или на часть суммы Налоги бывает очень тяжело, если сокращается потребление предметов первой необходимости, но, наоборот, желательно и даже прямо имеется в виду, если речь идет о потреблении предметов роскоши. в) Уменьшение капиталов и сбережений, если не удается уплатить Налоги из доходов или за счет сокращения расходов — явление чрезвычайно тяжелое, если капитал является здесь в его народнохозяйственном значении (в смысле средств, орудий и материалов производства). г) Переложение Налоги, т. е. избавление от платежа перенесением его на других лиц, почти всегда имеет место при косвенных Налоги, часто — и при прямых Налоги, которые, по идее, должны падать на субъектов Налоги или на определенные объекты (доходы или имущества), но фактически, путем возвышения ценности товаров или услуг, могут быть перенесены на покупателей или потребителей (так, например, поземельный Налоги частью перелагается на стоимость продукта, подомовый Налоги — на квартиронанимателей, в виде надбавки к цене квартир, и т. д.). Этот вид переложения Налоги, идущий от предложения к спросу, носит название прямого. Возможно и обратное переложение, которое выражается в следующем: попытка переложить Налоги на потребителей не удается, потому что, вследствие вызванного Налоги повышения цен товаров, сокращается спрос на них, и сообразно с этим понижается их цена. Тогда, не будучи в состоянии продать весь свой товар с полной надбавкой к нему всего Налоги, продавцы или производители вынуждены либо спустить цены, либо, что в данном случае все равно, принять часть Налоги на себя, т. е. удовольствоваться несколько меньшей прибылью. Переложение Налоги в том или ином направлении и большем или меньшем размере зависит от многих очень сложных условий, из которых здесь намечены будут только главнейшие. А) Прямое переложение, т. е. идущее от предложения к спросу, всегда или почти всегда возможно при Налоги на предметы первой необходимости, которые во что бы ни стало должны быть приобретаемы потребителями. Последние вынуждены платить за эти предметы дороже и, если их покупные средства остаются прежними, сокращать потребление предметов условной или относительной необходимости. Отсюда прямо вытекает вывод, что обратное переложение возможно лишь по отношению к предметам условной необходимости или, еще более, к предметам роскоши, потребление которых может быть более или менее сокращаемо, в зависимости от их вздорожания. Можно еще более обобщить эти выводы, сказав, что увеличение спроса или сокращение предложения содействуют переложению прямому, а сокращение спроса или увеличение предложения — обратному. Б) Если вводимый Налоги падает на определенную, не особенно многочисленную группу лиц, занятых одним и тем же промышленным делом, то они легче могут сговориться между собой и возвышением цены своих товаров или искусственным сокращением их предложения переложить Налоги на потребителей (пример — наш синдикат сахарозаводчиков, нормировавший количество продаваемого на внутреннем рынке сахара). В) Налоги перелагается легче, когда расчет, по которому он уплачивается, соразмеряется с количеством и ценностью облагаемых предметов, как это бывает в большинстве акцизов. Г) Переложение совсем невозможно, если Налоги взимается с постоянных или определенных доходов, например жалованья, пенсии и т. п., и вообще если нельзя заменить один источник дохода другим. Д) Переложение легче для таких промышленных предприятий, в которых главную роль играет капитал оборотный, а не основной, так как первый допускает более свободное увеличение или сокращение, с целью влияния на размер операций и цену товаров. Так, например, легче изменять с этой целью оборотный торговый капитал, состоящий в деньгах или товарах (готовых), чем капитал в промышленности, где он более или менее связан с основным, выражающимся в машинах; но в промышленности все-таки легче изменять этот капитал, чем в земледелии, где, во-первых, сама земля должна быть относима к основному капиталу, а во-вторых, в течение года совершается один оборот, а не несколько, как в промышленности обрабатывающей и еще более в торговле. Иногда переложение не ограничивается двумя только сторонами, а идет и далее. Так, например, обложение хлеба вызывает переложение Налоги на всех потребителей; находящиеся в числе их рабочие, вследствие вздорожания главного предмета их питания, могут потребовать соответственного возвышения их заработной платы; это, в свою очередь, может или уменьшить прибыль нанимателя, или же привести к переложению части увеличившихся издержек производства на покупателей товаров и т. д., и т. д. Невозможно, поэтому, заранее определить границы переложения и твердо установить, что такие-то Налоги будут падать на тех именно лиц, которых имеется в виду ими обложить. Своими неожиданностями переложение Налоги может в значительной степени парализовать даже очень стройную, хорошо задуманную в теории систему Налоги Некоторые финансисты полагают, что, благодаря именно переложению, Налоги всегда в конце концов падают на тех, кто их наиболее в состоянии уплатить; но с этим нельзя согласиться, потому что не все и не всегда могут, по своему желанию, путем переложения избавляться от платежа Налоги Так, например, при вздорожании, под влиянием Налоги, предметов первой необходимости, рабочим далеко не всегда удается достигнуть соответственного повышения заработной платы, и условия питания их изменяются к худшему. Сокращение потребления часто влечет за собой уменьшение размеров производства; так, например, постоянное возвышение у нас акциза на сахар, сопутствовавшее всякому удешевлению стоимости его производства, в связи с образованием сахарного синдиката для переложения акциза на потребителей, искусственно задерживало у нас расширение производства и потребления этого весьма важного в смысле питательности пищевого продукта.

3) Принципы справедливости или социально-политические. Понятие справедливости, как основание суждений о хороших или дурных свойствах Налоги, изменяется исторически, в связи с изменением понятий о сущности и задачах государства, о системах производства и распределения доходов. С почвы отвлеченных этических представлений оно переходит постепенно на реальную почву, все более и более выражая собой идею обеспечения благосостояния народных масс. Основными требованиями справедливости профессор Вагнер считает общность и равномерность Налоги; но в действительной жизни эти понятия получают довольно различное содержание, в зависимости от данных исторических условий и от отношения к той или иной хозяйственной системе. Еще не так давно в некоторых странах общность Налоги считалась идеальным принципом в том простом смысле, что к уплате Налоги должны быть привлекаемы все граждане, а не одни низшие классы, носившие название податных (в противоположность привилегированным, т. е. не платящим Налоги). Теперь не довольствуются исчезновением привилегий высших классов, а требуют освобождения беднейших классов общества от уплаты прямых Налоги и стремятся к ограничению особенно для них тяжелых косвенных Налоги на предметы первой необходимости. С понятием общности Налоги теперь никак уже не вяжется идея всеобщего поголовного обложения, по счету одних только субъектов Налоги, независимо от их доходов и имуществ, т. е. объектов Налоги Появившееся взамен поголовного обложения понятие равномерности первоначально сводилось к пропорциональности Налоги доходам — но и этим теперь уже не довольствуются, а стремятся к обложению прогрессивному, т. е. увеличивающемуся, в известной возрастающей прогрессии, по мере увеличения абсолютных размеров дохода. Общность Налоги ограничивается установлением известного минимума доходов, не подлежащего вовсе обложению, так как подобный минимальный доход едва только обеспечивает сколько-нибудь сносное существование получателя. Различаются, наконец, виды дохода, смотря по тому, вытекают ли они из одного труда или из факта обладания имуществом (фундированный доход); последние подлежат усиленному обложению, хотя бы они и получались в равных размерах с первыми. Прежде предполагалось, что каждый вид и размер дохода вполне соответствуют индивидуальным экономическим заслугам его получателя; теперь объяснение этим явлениям ищут в условиях общественно-, а не индивидуально-экономических, т. е. общенародно-, а не частнохозяйственных. Так, например, различие в обложении фундированных и нефундированных доходов объясняется тем, что первые могут получаться или без всякого труда со стороны получателей (например, от отдачи земли в аренду, квартир в наймы, денег в ссуду и т. д.), или, во всяком случае, при сравнительно меньшем труде; а так как, вдобавок, подобные доходы гораздо более обеспечены и постоянны, то их и следует облагать выше, чем доходы нефундированные, т. е. получаемые от одного труда и гораздо менее постоянные, менее обеспеченные, зависящие, например, от здоровья и степени трудоспособности субъектов. Обращаясь к двум главнейшим современным требованиям справедливости, остановимся сначала на освобождении известных минимумов дохода от обложения. Минимум этот (Existenzminimum) не может быть определен в одной общей величине для всех стран, а должен сообразоваться с фактическими местными условиями — стоимостью жизни и культурным обиходом или средним обычным уровнем потребностей средних и низших классов общества (Standart of life). Слишком высокий минимум в стране с невысоким уровнем благосостояния народных масс может лишить государство слишком большого контингента плательщиков Налоги С другой стороны, однако, нельзя не иметь в виду, что эти массы несут значительное бремя косвенных Налоги на самые необходимые предметы потребления; этим оправдывается повышение минимума, свободного от обложения. Установление такого минимума отнюдь не основывается на одних только чувствах гуманности и справедливости, как это утверждают иногда его противники; тут играют роль соображения как экономические, так и чисто практические, финансовые. Первые указывают на то, что мелкие доходы, особенно нефундированные, не обладают способностью постепенно и постоянно увеличиваться, подобно тому, как это свойственно доходам более или менее крупным, например от разных видов капитала. С финансовой точки зрения освобождение минимума доходов от обложения оправдывается следующими соображениями: а) получение Налоги с такого дохода является источником весьма ненадежным, так как и самый доход не верен; мелкие плательщики чаще всего являются недоимщиками, нарушая все расчеты на правильное поступление Налоги б) взимание Налоги с мелких доходов обходится и в абсолютном, и в относительном смысле гораздо дороже: финансовому управлению приходится иметь дело с огромной массой плательщиков, а издержки взимания Налоги пропорционально тем больше, чем меньше облагаемый доход. Освобождение мелких доходов от обложения составляет всегда большую экономию в издержках по взиманию Налоги; на этом основывалось постепенное повышение минимума в Англии, а еще более в Германии (в последней — с 300 до 900 марок), при последовательном повышении окладов подоходного налога высших категорий. Те же соображения лежат, отчасти, в основе другого требования справедливости — прогрессивности обложения; но к ним присоединяются и другие. Бесспорно легче уплачивать, например, 10-процентный Налоги с 10000 руб. дохода, хотя это составит сумму в 1000 руб., чем те же 10% со 100 руб., хотя это будет всего лишь 10 руб. При бюджете дохода в 100 руб. каждый рубль и даже каждая копейка идут на покрытие самых насущных потребностей или расходов; за вычетом же 1000 руб. из 10000, останется все - таки 9000 руб., на которые можно удовлетворять и потребность в предметах роскоши. Соображения эти подтверждаются статистическими исследованиями бюджетов расходов лиц разных общественных классов. Так, по исследованиям Пфейфера, лица с доходом в 300 талеров расходуют на предметы самой первой необходимости 251 талер, или 84% всего дохода, а лица с доходом в 25000 талеров — 7196 талеров, т. е. 28% дохода. Лица первой категории должны тратить на хлеб в 14 раз, на соль — даже в 41 раз более, чем вторые. Отсюда ясно, что у вторых остается гораздо больше свободного дохода для обложения, чем у первых, — а это и есть, с точки зрения справедливости, главнейшее обоснование прогрессивности Налоги (ср. Квартирный Налоги и Подоходный налог).

4) Принципы управления Налоги (податная техника). Общие руководящие принципы этой категории установить довольно трудно: правила податной техники определяются, главным образом, в применении к отдельным Налоги Из четырех основных принципов податной политики, выставленных еще Адамом Смитом, к податной технике относятся определенность Налоги, их удобство для плательщиков и дешевизна взимания. Определенность Налоги не требует особого разъяснения: она сводится к тому, чтобы условия расчета, раскладки и уплаты Налоги были возможно более просты и ясны для плательщиков и заранее были известны сроки уплаты. Относительно удобства в качестве положительного требования на первом месте стоит выбор времени уплаты Налоги, наиболее благоприятного для плательщика (например, после жатвы и уборки хлеба), и притом с допущением рассрочек или отсрочек в платеже (у нас в России крестьяне бывают вынуждены осенью все сразу продавать свой хлеб, отчего сильно падают цены). Другие требования удобства сводятся к устранению отрицательных условий (излишние формальности, проволочки, бюрократизм, чрезмерный контроль и т. п.). Что касается до издержек по взиманию Налоги, то они сравнительно велики при косвенных Налоги: обложение громадных масс производимых или продаваемых продуктов вызывает необходимость в постоянных и многочисленных органах взимания и контроля (например, очень дорого стоит акцизное ведомство, еще дороже — таможенное). Кроме того, обложение косвенными Налоги, ради экономии в издержках взимания, сознательно или бессознательно приводит к различным преимуществам или льготам для предприятий более крупных (например, введение на винокуренных заводах сложных контрольных аппаратов, значительно упрощающих дело, но дорого стоящих и потому недоступных для мелкого сельскохозяйственного винокурения). Особенно важное значение имеет порядок раскладки и взимания Налоги, определяемый, прежде всего, общим административным устройством, т. е. преобладанием в данной стране централистически-бюрократических начал или самоуправления. В первом случае, типическим примером которого может служить Франция, все дело сосредотачивается в руках правительственной администрации, каждое действие которой непременно оплачивается, между тем как органы самоуправления работают иногда безвозмездно. Типичным примером последнего рода раскладки Налоги может служить наша крестьянская поземельная община, в которой, в тесной связи с распределением земельных наделов между отдельными лицами и семьями (дворами), совершается, как бы попутно, и процесс раскладки Налоги Ни один административный орган не мог бы сделать этого правильнее, чем сами крестьяне (см. Круговая порука). Наихудшей системой взимания Налоги должна быть признана откупная, почти нигде теперь уже не применяемая и заключающаяся в том, что правительство поручает взимание Налоги частным лицам, обязанным уплачивать определенные заранее суммы сразу, собирая их, по своему более или менее свободному усмотрению, с настоящих плательщиков Налоги (такова была наша прежняя система винных откупов, оставившая после себя столь печальную память).

V. Классификация и система H. Общепринятой классификации Налоги до сих пор еще не существует. По способу раскладки все Налоги делятся на две категории: 1) Налоги раскладочные или распределительные (impôts de ré partition) и 2) количественные или долевые (impôts de quotité). Раскладочными Налоги называются те, относительно которых заранее определяется общая сумма, подлежащая уплате в казну (или вообще в какую-либо кассу); затем эта сумма распределяется между отдельными частями государства, а внутри их — между разными группами плательщиков и, наконец, раскладывается между отдельными лицами, входящими в состав этих групп. Количественными или долевыми Налоги называются те, в которых определяется только известная податная доля, оклад или процент Налоги по отношению к какой-либо единице дохода; общая сумма поступлений от таких Налоги исчисляется вперед только приблизительно, с большей или меньшей вероятностью, на основании данных опыта за предшествующие годы и с принятием во внимание вероятного увеличения или уменьшения облагаемых объектов или субъектов Налоги Примером первого рода Налоги может служить наш дополнительный раскладочный Налоги с промышленных предприятий, а вторых — 5% H. на денежный капитал, почти все косвенные Налоги и т. д. Каждый из этих видов Налоги имеет свои преимущества и недостатки. Так, раскладочные Налоги больше гарантируют определенную сумму поступлений от Налоги, стало быть, более удовлетворяют требованию достаточности Налоги, а количественные Налоги непосредственно следуют за изменениями в количестве или размерах облагаемых объектов и субъектов. Первые, следовательно, выгоднее для казны, когда доход плательщиков уменьшается, вторые — когда он увеличивается (а для самих плательщиков — наоборот). Так как в действительности, по крайней мере при нормальных условиях развития хозяйства, народный доход обыкновенно увеличивается, то более правильными, в интересах казны и справедливости, следует считать Налоги количественные или долевые; но они могут вызывать необходимость в более сложных предварительных расчетах и дорогостоящих операциях (кадастры и т. п.). Между тем, Налоги раскладочные распределяются обыкновенно самими плательщиками, сообразно их доходам и имуществам, и представляют больший простор для самообложения или внутренней раскладки Налоги И количественные Налоги, впрочем, допускают самообложение: наши крестьянские общества, например, самостоятельно разверстывают между своими сочленами не только раскладочные, но и количественные Налоги

Все Налоги разделяются, далее, на прямые (см.) и косвенные (см.). Здесь достаточно установить различие их между собой по внутренним основаниям — субъективным и объективным. С субъективной точки зрения прямые Налоги суть те, которые уплачиваются непосредственно самими плательщиками, а косвенные — уплачиваемые через посредство промежуточных лиц, как бы посредников. С объективной точки зрения прямые Налоги суть те, которые взимаются непосредственно с податного источника, для этой цели специально оцениваемого (отсюда название прямых Налоги оценочными), т. е. с дохода, с производительной силы трудовой или имущественной (капитала), а косвенные — те, которые взимаются с потребления, пользования или расхода, служащих лишь косвенным признаком платежной силы субъектов Налоги Так, например, квартирный Налоги является прямым по субъективному основанию, но косвенным — по объективному. В действительности различие между прямыми и косвенными налогами в значительной степени сглаживается вследствие переложения Налоги

Совокупность Налоги, находящихся во взаимной связи между собой и классифицированных по тем или иным признакам и основаниям, представляет собой то, что называется системой Налоги Она может относиться или к области чисто научных построений, или к действительно существующей, в той или другой стране, совокупности Налоги Ввиду большого разнообразия научных систем, достаточно привести какую-нибудь одну, характеризующую взаимоотношение Налоги по их наиболее типичным признакам. С этой целью можно представить всю совокупность H. в следующей системе:

А. Прямые или оценочные Налоги — I. Налоги личные (чисто-субъективные): подушная подать, старый прусский личный классный Налоги, паспортный сбор, вступные сборы и т. п. — II. Налоги лично-подоходные (на доход в субъективном смысле): общий подоходный H. (Einkommensteuer, imp ô t sur le revenu, incometax), французский личный H., сообразующийся с несколькими категориями заработной платы и либеральных профессий, вычеты из жалованья, пенсии и т. п. — III. Налоги имущественно подоходные (на доходы в объективном смысле): поземельный, подомовый (или, как в России — с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках), промысловый, с денежного (ссудного) капитала. — IV. Налоги чисто-имущественные — с наследств и дарений (к ним же можно отнести и некоторые виды пошлин, в незначительной лишь степени носящих на себе характер платы за услуги, как, например, крепостные и явочные).

Б. Косвенные Налоги (на расход или на потребление). — I. Квартирный Налоги (служащий переходом от прямых Налоги, по способу его уплаты). — II. Налоги на предметы роскоши (по способу взимания могущие быть как бы прямыми). — III. Налоги на передвижение (таможенные, местные, привратные, на пассажиров и грузы), на обращение товаров (торговые сборы, большей частью местные, некоторые виды пошлин по торговым сделкам) и на страхование. — IV. Настоящие косвенные Налоги на предметы потребления (внутреннего производства) или акцизы питейный, сахарный, табачный, на спички, на нефтяные продукты, дрожжи, хлеб, мясо и др. предметы.

Литература (кроме общих курсов финансовой науки): H. Scb äffle, "Grundsätze der Steuerpolitik"; W. Vocke, "Die Abgaben, Auflagen u. Steuern vom Standpunkte der Geschichte u. der Gerechtigkeit" (1887); R. Meyer, "Principien der gerechten Besteuerung" (1884); Kaizl, "Die Lehre von der Steuerüberwä lzung" (1882); А. Исаев, "Очерк теории и политики Налоги" (1887).

B. Яроцкий.

Смотрии так же...