Понятие

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Понятие — логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее представление, которое обозначается словом. Номиналистическое направление в логике не отличает общего представления от Понятие, заменяя главу о Понятие главой об именах; но если наше познание касается самих вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать Понятие от слова, причем Понятие является научным термином для обозначения результата методичного исследования предмета — исследования, в котором выражается сама природа его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное определение того Понятие, которое составляет предмет ее (напр., Понятие жизни — в биологии). От общего представления, обозначаемого словом, Понятие, в этом смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы, существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение. От категории в аристотелевском и кантовском смысле Понятие отличается тем, что в категориях (этих высших, определяющих Понятие — предикабилиях) мыслится лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие возможности бытия самого предмета, между тем как в Понятие предмета определяется само содержание его с существенной стороны. Общее представление возникает путем отвлечения и ограничения, Понятие возникает путем определения и разделения. С термином Понятие связана жаркая борьба направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление вполне разобщает Понятие с предметом, низводя Понятие до минимума значения, второе, напротив, отождествляет Понятие с самим предметом и видит в развитии Понятие развитие предметного миpa. — Формальная логика в главе о Понятие трактует об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика отличает объем Понятие от его содержания, причем не совсем точно утверждает, что объем Понятие находится в обратном отношении к содержанию. Под содержанием Понятие разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав Понятие, чем больше при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов, имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию Понятие будет охватывать собой наибольшее количество предметов. Дробиш ("Logik", 2 изд., стр. 196 — 200) показывает неточность обычной формулировки отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более точных математических терминах. По степени общности, Понятие могут быть разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех объектов, к которым относятся Понятие От общих Понятие отличают собирательные, приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе. Отвлеченное Понятие противополагается конкретному в том смысле, что отвлеченное обозначает собой признак, конкретное — предмет. Это деление Понятие в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и несоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак его, вторые — только на предмет или только на признак. Далее Понятие могут быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и абсолютные. Рассматривая Понятие по отношению их объемов, мы можем говорить о высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких Понятие, подчиненных одному). Рассматривая Понятие по их содержанию, можно говорить о тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели говорят о Понятие взаимнопересекающихся, то при этом имеют в виду как объем, так и содержание их. Эти отношения Понятие в логиках обыкновенно изображаются графически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах и предложениях); Ueberweg, "Logik".

Э. Р.

Смотрии так же...