Индекс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНР
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНШ
ИНЪ
ИНЬ
ИНЯ

Индекс (лат.) — список, реестр, указатель, в частности, указатель книг, запрещенных католической церковью (index librorum prohibitorum). Уже в первые века христианства явилась мысль о составлении списка канонических книг, а в конце V века папа Геласий опубликовал от имени Римского собора декрет, в котором перечислены те патристические сочинения, которые принимает церковь, а затем приведен список апокрифов и сочинений еретических; об авторах этих сочинений (среди которых встречаются сочин. Тертуллиана, Климента Александрийского, Лактанция, церковная история Евсевия Памфила, соч. Оригена) и последователях их в декрете сказано, что они подвергнуты на вечные времена анафеме и осуждены, но общего запрещения читать эти сочинения не высказано. В средние века подвергались осуждению некоторые отдельные сочинения (книга Иоанна Скотта "De divisione naturae", соч. Абеляра, Эккарта), Констанцский собор 1415 г. определил воспретить чтение сочинений Виклефа и Гуса, а сами книги предать огню. С изобретением книгопечатания и возникновением реформационного движения католическая церковь устанавливает предварительную цензуру и все чаще прибегает к запрещению книг. Вормсский эдикт 1521 г. запрещает продавать, покупать, списывать, печатать или защищать все сочинения Лютера на каком бы то ни было языке. Аналогичные распоряжения относительно сочинений известных авторов изданы были в Нидерландах Карлом V, в 1524-40 годах, а в Англии Генрихом VIII и английскими епископами в 1526-55 гг. Первый же каталог книг, приближающийся по своему характеру, объему и распорядку к Индекс в собственном смысле, издан был по повелению Карла V Лувенским богословским факультетом в 1546 г.; в 1550 и 1558 гг. появились новые каталоги того же факультета. В 1542 г. парижская Сорбонна выхлопотала себе у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие списки Сорбонна и опубликовала в 1544, 1547, 1551 и 1656 гг. В Испании генерал-инквизитор Фернандо Вальдес в 1551 г. обнародовал Лувенский каталог 1550 г., а в 1554 г. издал каталог, им самим составленный и замечательный тем, что это был первый экспургационный Индекс, так как им приказывалось некоторые книги (различные издания Библии) отбирать у владельцев, а потом по исправлении (expurgatio) снова возвратить их последним. В Италии каталоги запрещенных книг издавались местными властями, напр. в Лукке (1545), в Венеции (1549) и Милане (1554). Первый же Индекс, обнародованный под этим названием (index autorum et librorum) от имени папы, появился в Риме в 1559 г. и был изготовлен инквизицией по поручению папы Павла IV. Индекс изложен в алфавитном порядке и разделен на три класса: к первому отнесены авторы, все сочинения которых, как уже ими написанные, так и имеющие появиться в будущем, запрещены, хотя бы в произведениях их о вере и религии совсем не было речи; ко второму классу отнесены авторы, у которых лишь некоторые сочинения запрещены, а к третьему классу — анонимные сочинения, содержащие вредные лжеучения. Некоторые книги в этом Индекс запрещены не безусловно, а с оговоркой: donec corrigatur (пока не будет исправлено) или другой какой-либо в этом роде; это значит, что употребление этих книг дозволено под условием, чтобы известные места в них были в существующих экземплярах изглажены ("экспургированы") или поправлены пером, а в новых изданиях — опущены или изменены. Наконец, Индекс Павла IV насчитывает 61 типографа, все издания которых, кто бы ни был их автор, запрещены ввиду того, что "типографы эти доселе занимались печатанием еретических книг". Индекс Павла IV подвергнут был пересмотру в особой комиссии при Тридентском соборе, причем многие книги были исключены из Индекс Тридентский Индекс (Index Tridentinus) послужил основой для всех последующих папских Индекс, заключавших в себе все новые добавления: Климента VIII (1596), Александра VII (1664), Бенедикта XIV (1758); новейшее издание папского Индекс вышло в 1892 г. Независимо от римской курии испанская инквизиция издала в XVII и XVIII вв. ряд Индекс Наряду с церковью и светское правительство издавало аналогичные Индекс Таковы австрийские "Catalogi librorum prohibitorum", публиковавшиеся с 1754 г. (последнее нем. издание 1816 г.) и баварский "Catalogus" 1770 г.

Составлением и пополнением папского Индекс заведует инквизиция совместно с состоящей при римск. курии особой Индекс-конгрегацией (соngregatio indicis), учрежденной папой Пием V в 1571 г. Конгрегация имеет в своем распоряжении известное число доносчиков (delatores) и консультантов, среди которых должны быть и богословы, и юристы, и лица, сведущие в светских науках. В действительности постоянно раздавались жалобы на невежество папских цензоров. В 1882 г. Индекс-конгрегация состояла из 36 кардиналов, 39 консультантов и 5 доносчиков. Кроме того, 25 консультантов состояло при инквизиции. Индекс требует, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один католик не читал, не держал у себя, не перепечатывал под опасением отлучения. Впрочем, со времени Пия IX эта столь суровая кара грозит лишь тем ослушникам Индекс, которые оказываются виновными в чтении книг, написанных в защиту ереси или запрещенных особыми повелениями папы. Католик, у которого находится книга, внесенная в Индекс, обязан доставить ее местному епископу или инквизиции — последняя должна такие книги сжигать. Разрешение читать запрещенные книги в прежние столетия давались папой с величайшим трудом и то только ученым, которые поставили себе задачей опровергать изложенные в них лжеучения, даже высшие сановники церкви, как, напр., генерал ордена иезуитов, могли читать внесенные в Индекс книги лишь с особого разрешения папы. В настоящее время епископы в качестве уполномоченных папы могут дозволить чтение запрещенных книг священникам, которые выказывают особенную заботливость о спасении душ своей паствы; миряне, желающие добиться того же права, должны обращаться за разрешением к папскому престолу. Запрещенные книги эти лица обязаны держать под замком. Впрочем, практическое значение Индекс имел лишь в тех странах, где была инквизиция. Во Франции запрещения книг, исходившие от инквизиции и от Индекс-конгрегации, не признавались обязательными. Практическое значение Индекс ослабляется еще тем, что знакомство с содержащимися в нем запретами даже среди образованных католиков далеко не распространено в той мере, как это требуется папскими постановлениями. Даже высшее католическое духовенство иногда обнаруживает недостаточное знакомство с Индекс Наконец, и по внутреннему своему содержанию Индекс оказывается несостоятельным, ибо характерная черта Индекс — это случайность и непоследовательность в запретах: одно здесь запрещено, другое нет, ничтожное подвергнуто каре, о важнейшем умолчано.

В истории Индекс можно отметить два главных периода: в первом периоде, обнимающем эпоху до конца XVI в., борьба римской церкви направлена против реформации, во втором же периоде рим. церковь при помощи Индекс ведет борьбу главным образом против различных неугодных церкви направлений в самом католичестве. Из трудов католических писателей всего чаще подвергались запрещению церковно-исторические сочинения, даже такие, как труды Барония, Александра Наталиса, Мембурга, Дюпеня, Флери, Мабильона, а в новейшее время Пихлера, не говоря уже о Геттэ. Даже некоторые томы Acta sanctorum балландистов попали в Индекс Запрещались и сочинения таких католических писателей, как Фенелон (соч. его о "Мистицизме", оспоренное Боссюэтом). Согласно общим воззрениям католич. церкви, заносились в Индекс и переводы Библии на народные языки (см. Библейские переводы). На Индекс отражались различные перемены в воззрениях католической церкви. Так, в XVII в. Индекс запрещал сочинения, защищавшие учение о беспорочном зачатии Девы Марии, а с 1854 г., когда папа Пий IX возвел это учение в догмат, в Индекс стали заноситься книги, его оспаривающие. Из богословских трудов православных писателей в Индекс занесено весьма немногое: история флорентийского собора Сильвестра Сиропула, опровержение власти папы в церкви, иepycaлимского патриарха Нектария, письма константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, а из новейших — сочинение гр. Д. А. Толстого "Римский католицизм в России", появившееся на французском языке в 1864 г., а в Индекс занесенное в 1866 г. с редкой аттестацией opus praedamnatum - аттестация, которая выдается в Индекс лишь сочинениям самых страшных еретиков. Из протестантских богословов XVIII и XIX в. упоминается в Индекс Мосгейм, "Жизнь Иисуса" Штрауса, но нет главы тюбингенской школы Баура. Впрочем, относительно протестантских авторов (по католической терминологии, еретических) второе правило Тридентского Индекс содержит общее запрещение всех их сочинений, относящихся к религии. Но особенно непоследовательность запретов Индекс проявляется по отношению к наукам небогословским. На философскую литературу Индекс обращал достаточно внимания лишь в прежнее время. Из сочинений Декарта запрещены не все и то с оговоркой donec corrigantur; Малебранш запрещен безусловно; Кант запрещен в переводе, а об оригинале Индекс умалчивает; о Лейбнице, Вольфе и Гегеле не упомянуто; Конт запрещен, Литтре — нет. Много внимания уделено историч. литературе, но опять-таки без всякой системы. Из новейших франц. исторических сочинений попали в Индекс не только труды Ренана, но и исследования Обэ о гонениях христиан при рим. императорах, хотя одно из них могло на русском языке появиться в одном из наших духовных журналов ("Правосл. обозрение", 1880 г.). Из естественных наук наибольшим нападкам подвергалась астрономия. Лишь в 1822 г. инквизиция формально объявила — в противоречие с прежними воззрениями католической церкви, — что в Риме дозволено печатание книг, в которых изложены суждения о движении Земли и неподвижности Солнца, после чего при издании Индекс 1835 г. из него исключены были имена Коперника, Кеплера и Галилея. В Индекс приводится зоономия Эразма Дарвина, а сочинения знаменитого внука его Чарльса Дарвина не упомянуты. Из политических писателей запрещен Макиавелли. Из поэтических произведений запрещены с оговоркой donec corrigatur: "Декамерон" Боккаччо, "Неистовый Орланд" Ариосто, "Божественная комедия" Данте. Из новейших поэтов и беллетристов в Индекс занесены: Гейне, оба Дюма, Э. Сю, Жорж Санд, Бальзак, Флобер; нет Золя и др. представителей реалистической школы. Ср. Fessler, "Das kirchliche B ü cherverbot" (Вена, 1858); Reusch, "De Index der ver botenen Bü cher" (2 т. Бонн, 1883-85; подробный отчет об этом капитальном труде в "Православном обозрении", 1885 г. № 1 и 1886 г. № 1), его же, "Die Indices librorum prohibitorum des 16 Jahrh. gesammelt und herausgegeben" ("Bibliothek des Litterarischen Vereins in Stuttgart", Bd. 176, Тюб. 1886). В древнерусской письменности существовала статья о книгах истинных и ложных, которой в нашей ученой литературе часто дается название Индекс (см. Отреченные книги).

А. Я.

Смотрии так же...