Лактанций

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ

Лактанций (Люций Целий Фирмиан Lactantius) — знаменитый христианский писатель III в. (род. около 250 г. в Африке или Италии, умер около 330 г.), получил хорошее образование и был известен как ритор и особенно стихотворец. Император Диоклетиан пригласил его в Никомидию на кафедру риторики в тамошней главной школе (по одним — в 290 г., по другим — в 301 г.). Здесь Лактанций написал ряд сочинений, которые высоко ценятся критикой: Иероним называет его христианским Цицероном, другие — Григорием Богословом западной церкви. Из них до нашего времени дошли: 1) "О творчестве Божием" (de opificio Dei) — сочинение (написано в 304 г.) не столько христианское, сколько философское, цель которого — напомнить читателю, что у человека должны быть высшие цели бытия. Анализируя строение человеческого тела, как вместилища души, Лактанций обнаруживает близкое знакомство с тогдашним естествознанием, так что соч. его является настоящим компендиумом антропологии того времени. 2) "Божественные установления" (I nstitutiones divinae) — последняя по времени, самая блестящая и обширная из христианских апологий. По мысли автора, в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, так как в нем они отделены одна от другой, тогда как религия немыслима без мудрости, мудрость — без религии. Почитая Юпитера и других своих богов, язычники, по мнению Лактанций, в сущности, нередко молились Богу истинному. За критикой учений Пифагора, Сократа; Цицерона и др. следует изложение положительного учения христианства. Лактанций доказывает, что истинное Богопочитание (cultus) состоит в добродетели, понимаемой в христианском смысле. В конце книги автор излагает учение хилиазма (очень в то время распространенное в христианстве): Бог сотворил мир в шесть дней; отсюда следует, что мир будет существовать 6000 лет; следов. через 200 лет (со времени автора) последует кончина мира и наступит новое, тысячелетнее царство Христово, соответствующее седьмому дню повествования о творении. 3) "О гневе Божием" (De ira Dei) — дополнение к предыдущему сочинению. Автор оправдывает употребление слова "гнев" в применении к Богу, возражая язычникам (особенно стоикам и эпикурейцам), которые не допускали, чтобы Божество могло быть причастно страсти "гнева". По мысли Лактанций, нельзя представить себе Бога, безучастным к добру и злу; в силу своего правосудия он естественно должен наказывать за зло, т. е. гневаться. 4) "О смерти гонителей Христовой церкви" (De mortibus persecutorum) — рассказ о смертиимператоров Нерона, Домициана, Валериана, Диоклетиана, Галерия, Максенция и Максимина. Подлинность его многими оспаривается, особенно в последнее время. 5) По библиографическим указаниям известно еще несколько соч. Лактанций, до нас не сохранившихся: несколько стихотворений, "грамматик", "две книги к Асклепиаду", четыре книги "посланий к Пробу", две — "к Северу и Деметриану". В некоторых из них Лактанций является писателем настолько мирским и даже не христианским, что папа Геласий отказывался признать их подлинность. Недостатки сочинений Лактанций: слабое знание еврейского языка, пристрастное, иногда, изображение мнений противников, мысли, ошибочные в догматическом отношении (кроме хилиазма — субординациализм, т. е. учение о подчиненном отношении второго лица Троицы к Богу Отцу) и антинаучные (отрицание антиподов) и др. С 307 или 308 до 317 г. Лактанций был учителем старшего сына имп. Константина. Лучшие из изданий сочинений Лактанций; Walchii (Лпц., 1715), Lebrun et Langlet (П., 1748), римское — 1755 г. Oberthur'a, Bunemann'a (с параллельными местами из Цицерона), Fritzsche (Лпц., 1842), Migne — "Patrologia e cursus" (ser. lat. VI и VII), S. Brandt, "Corpus scriptorum latinorum eclesiasticorum", vol. XIX (1890). Русский перевод Карнеева, СПб. 1848 (недовольно точен). О Лактанций см. в изданиях его сочинений Вальха и Миня; Lenilli, "Etudes sur Lactance" (1846); Overl ach, "Die Thé ologie des Lactantius" (Шверин, 1858); P. Berthold, "Prolegomena zu Lactantius" (1861); Jansen, "Des Lactantius Leben und Schriften", в "Bibliothek der Kirchenv ä ter"; S. Brandt, "Ueber das Leben des Lactantins" (Вена, 1890); его же, "Prolegomena" к его изданию сочинений Лактанций; Н. И. Барсов, "История первобытной христианской проповеди" (СПб. 1885, стр. 352—369); "Христианское Чтение" 1892 г.

Н. Б—в.

Смотрии так же...