Неандер, Август

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НЕА
НЕБ
НЕВ
НЕГ
НЕД
НЕЕ
НЕЖ
НЕЗ
НЕИ
НЕЙ
НЕК
НЕЛ
НЕМ
НЕН
НЕО
НЕП
НЕР
НЕС
НЕТ
НЕУ
НЕФ
НЕХ
НЕЧ
НЕШ
НЕЩ
НЕЭ
НЕЯ

Неандер, Август (Neander, 1789—1850) — известный церковный историк. Род. в еврейской семье и сначала носил имя Давида Менделя, но, под влиянием философии Платона, на 17-м году обратился в христианство; изучал богословие под руководством Шлейермахера. Был профессором в Геттингене, потом в Берлине. Главные сочинения Неандер: "Der heil. Bernard und sein Zeitalter" (1813 и 1848), "Genetische Entwickelung der vornehmsten gnostischen Systeme" (1818 и 1857), "Antignosticus. Geist d. Tertullianus und Einleitung in dessen Schriften" (1825 и 1849), "Geschichte d. Pflanzung und Leitung d. christl. Kirch e durch die Apostel" (1832 и 1862), "Das Leben Jesu" (по поводу сочинения Штрауса под тем же заглавием; последнее изд., 1862). Капитальный его труд — "Allgemeine Gesch. d. christlichen Religion und Kirche" (1825—45; историческое повествование доведено до папы Бонифация VIII). После его смерти издана еще часть его лекций, продолжающая рассказ до Базельского собора, а также лекции по истории нравоучения ("Vorlesungen ueber Geschichte d. christliche Ethik", 1864), по догматике ("Theologische Vorlesungen" и "Christliche Dogmengeschichte", Берлин, 1857—63) и сборник небольших трактатов, между которыми замечателен этюд о Паскале, касающийся сущности христианской совести. "Чужестранец в области материальных интересов", Неандер весь отдался изучению исторических памятников христианства. Его церковная история, по отзыву профессора А. П. Лебедева, "по глубокой и самостоятельной учености — единственное сочинение в своем роде". По мнению Неандер, цель, к которой стремится человечество, есть И. Христос, средоточие всей истории и единственный ключ для уразумения ее проблем. Главной движущей силой событий в истории является у Неандер христианство, как божественная мировая сила, пришедшая в жизнь человечества свыше, извне. Эта супранатуралистическая точка зрения составляет в его сочинении противовес рационализму, но отнюдь не лишает его беспристрастия и строгой объективности, в силу которых он повествует не об одних светлых, но и о темных сторонах церковной жизни. Влияние Неандер на развитие церковной истории в Германии и даже в России весьма велико: "Церковная история" И. В. Чельцова составляет переделку первой части церковной истории Неандера. К своеобразным воззрениям Неандер относятся: отсутствие идеи о церкви, как богоучрежденном обществе; односторонне-протестантское понимание фактов в тех главах, где излагается устройство церкви и история ее обрядового культа; понятие о ереси, как о личном понимании истины, выделяющемся из общего исторического хода развития христианства.

См. профессор А. П. Лебедев, "Очерки развития церковно-исторической науки в Германии" (М., 1881); Шафф, "История церковной истории" (русский перевод в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1871); профессор А. Гренков, "Главные направления немецкого богословия" (Казань, 1882); в этих сочинениях дана и немецкая литература о Неандер

Неандер Бв.

Смотрии так же...