Вортман

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Вортман (Christian Albert Wortmann) — гравер на меди; род. в 1680 г., умер в 1760 г. По приглашению Шумахера, в 1731 году приехал в С.-Петербург. Здесь он застал нескольких учеников (см. ниже), занимавшихся гравированием у печатальщика Рейера и литерщика Унферцагта. Вместе с ними, Вортман приготовил доски для двух любопытных изданий: "Палаты С.-Петербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры etc." (1738; Вортман принадлежат 3 листа) и "Описание коронации императрицы Елисаветы Петровны" (СПб., 1745) — главный памятник русского гравирования при Елисавете Петровне, в котором Вортман принадлежат два листа. Вортман выгравировал множество портретов, из которых особенно выдаются, по редкости в отделке, портреты графа П. И. Шувалова, Бенигны Готлиб (жены Бирона), царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны, большой портрет в рост императрицы Анны Иоанновны, над которым Вортман работал 3 года. Кроме того, известностью пользуются отпечатки досок Вортман: Петра I (с Танауера), Петра II (с Люттена), Екатерины I, царя Алексея Михайловича и др. Много гравюр Вортман хранится в Императорском Эрмитаже, куда они перешли из коллекции П. Карабанова, а доски — в Академии Наук. Уволенный в 1745 г. за дряхлостью от Академии, Вортман вынужден был снискивать себе пропитание копированием плохих рисунков к "Телемаку" (с гравюр Пикара) и т. п. поделками.

Ученики Вортман — Филипп Матарнови, Иван Соколов, Григорий Качалов, Алексей Греков, Беренц, Келер и др. — впоследствии сами сделались прекрасными граверами и открыли собой непрерывный ряд русских граверов. Эти граверы образовали у нас так называемую Вортмановскую школу, отличавшуюся чистым и блестящим резцом, добросовестностью в исполнении подробностей, но несколько страдавшей неправильностью рисунка. Школа Вортмана работала преимущественно резцом, в портретах при гравировании деталей иногда прибегала к пунктировке. Последним наиболее крупным представителем этой школы был Иван Соколов, со смертью которого (1756) оканчивается ее почти 30-летнее существование. Она оставила памятью по себе множество портретов, видов, рисунков в книгах, огромные проспекты С.-Петербурга и его окрестностей (по рисункам трудолюбивого перспективных дел мастера Михайлы Махаева), даже целые гравированные коллекции, которые могут быть поставлены наряду с первоклассными европейскими изданиями того времени.

Ум.

Смотрии так же...