Буряты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Б БА ББ БГ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БМ БН БО БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БУА
БУБ
БУВ
БУГ
БУД
БУЕ
БУЖ
БУЗ
БУИ
БУЙ
БУК
БУЛ
БУМ
БУН
БУО
БУП
БУР
БУС
БУТ
БУФ
БУХ
БУЦ
БУЧ
БУШ
БУЩ
БУЭ
БУЮ
БУЯ

Буряты (местное русское название Братские) — наиболее распространенное и наиболее многочисленное инородческое племя Восточной Сибири, населяющее Иркутскую губернию и Забайкальскую область; район занятого ими пространства начинается на западе у рек Ии и Оки, притока реки Ангары, и тянется к востоку до реки Онона, притока реки Амура; на севере границу их кочевок составляют верховья речек, впадающих в Лену и Витим, а на юге — китайская граница. Отсутствие у бурят собственных письмен и литературы составляет главную причину, почему сведения об их происхождении имеют легендарный характер. Несмотря, впрочем, на разноречивость и сбивчивость их преданий, все они сходятся на первоначальном происхождении Буряты от Ойрат — бурят, живших у Байкала; причем предания, распространенные более на северо-западе, производят Буряты от мифической личности — Буха-Ноина, а предания у юго-восточных Буряты — от легендарного героя Баргубатора. По наиболее распространенному сказанию северо-западных Буряты родоначальником их был хубилган (оборотень) князь, пороз (бык) Буха-Ноин, имевший от сожительства с шаманкой Асухан двух сыновей — Бурядая и Хоридая. Первый имел также двух сыновей: Икирида (Экирита) и Болгода, из которых у старшего, Икирида, было 8 сыновей, давших начало восьми родам Баргу-бурят, а от 5 сыновей младшего брата произошли роды кударинских бурят. Хоридай женился на хубилганке-лебеди и с нею прижил 11 сыновей, давших начало Хоринским родам Буряты; но сами хоринцы производят себя от минголов-туметов, от младшего сына князя туметского Тайджина, баснословного героя Хоридая Мэргэна. Селенгинский род Буряты-Сарадул считает себя чистейшей кровью Чингисхана; а род Залайр-узон ведет свою родословную от Узона, брата Чингисхана. По преданиям кудинских Буряты, предки их перешли на Лену и к Байкалу с берегов реки Тобола и т. д. Более достоверные исторические данные о Буряты встречаются с XII столетия в истории Монголии; судя по этим данным, Буряты кочевали в то время у Байкала. При покорении казаками Сибири в XVII столетии Буряты были аборигенами в занимаемых ими ныне местах. Первое знакомство русских с Буряты относится к 1612 г., а в 1628 г. некоторые из северо-западных племен Буряты были впервые обложены ясаком. Заложение на берегу Ангары Братского острога в 1631 г., но в особенности насильственное обращение Перфильевым Буряты в христианство и его жестокости, вызвали бегство первоначально рода Балагат (булагат), через Тунку, к Халхасам, а в 1660 г. последовали за первыми беглецами в Монголию и тункинские Буряты Возникшие в скором времени в Халхе беспорядки, вследствие нашествия элетского хана Галдана и изменившиеся в пользу инородцев порядки в Сибири, были причиной обратного движения Буряты в пределы Тунки и Забайкалья (в 1665—1710 гг.). Мало-помалу, хотя и не без борьбы, все роды Буряты приняли русское подданство, так что к началу XVIII столетия все сибирские Буряты считались русскими подданными (историю покорения Буряты см. Восточная Сибирь, Иркутская губерния и Забайкальская область).

Ныне Буряты разделяются на живущих в Иркутской губернии или на северо-западной стороне Байкала — барга-бурят, и на забайкальских или живущих на юго-восточной стороне Байкала — монголо-бурят. Как те, так и другие делятся на несколько отделов, дробящихся на роды (аймаки); так, Буряты Иркутской губернии еще недавно, в начале 80-х годов, делились на: 1) тункинских, состоявших из 14 родов, кочующих по долинам Южно-Байкальских гор и в верховьях реки Иркута и по ее притокам; 2) китайских, 3 рода, живущих по среднему течению реки Китая; 3) кудинских, 16 родов, их улусы разбросаны по течению реки Куды и по ее притокам до озера Байкала; они более других бурят обрусели; 4) капсальских, 4 рода, кочующих в верховьях реки Куды; 5) аларских, 11 родов, живущих в низовьях рек Белой и Иркута, к югу от Московско-Иркутского тракта; 6) балаганских, 24 рода, кочующих по обоим берегам реки Ангары; 7) идинских, 29 родов, улусы которых расположены по реке Иде и отчасти на правом берегу реки Ангары, в верхнем её течении; 8) верхоленских, 7 родов, кочующих по рекам Куленге и Манзурке до Байкальского озера; 9) ленских, 7 родов, улусы которых разбросаны по берегам реки Лены и в низовьях рек Куленги и Манзурки, и 10) ольхонских, 9 родов, живущих на острове Ольхоне и у берега Байкала. Есть еще несколько улусов Буряты в Нижнеудинском округе, составляющих 2 небольшие общины Нижнеудинской землицы. В Забайкальской области кочующие Буряты разделяются на: 1) баргузинских, 5 родов, живущих по реке Баргузину; 2) кударинских, 4 рода, кочующих по прибрежью озера Байкала и в низовьях реки Селенги; 3) селенгинских, 18 родов, их кочевки занимают долины рек Селенги, Чикоя, Джиды и Темника. От селенгинцев отделилось несколько родов, составивших Закаменскую и Армакскую инородные управы, и 4) хоринских, 14 родов, кочующих по рекам Уде и Хилоку; отделившаяся от последних часть составляла Агинскую степную думу. Административное название родов заимствовано от древних бурятских родов или костей (яган); но число яганов у бурят значительно больше административных родов, так как несколько яганов соединены административно в один род. Низшей административной единицей у бурят служит улус. Каждый улус управляется своим старшиной, каждый род — своим шуленгой (родовой староста); несколько родов, соединясь, составляли ведомства, находившиеся под главенством тайшей, достоинство которых первоначально было наследственно, а затем они избирались обществами Буряты и утверждались губернаторами. В административном отношении, кроме распределения по округам, для управления бурятами в более обширных ведомствах учреждены были степные думы, состоявшие, под председательством главного родоначальника (тайши) и из нескольких избираемых членов (заседателей), число которых не было определено и зависело от величины ведомства. Для малочисленных имелись инородные управы, состоявшие из головы и двух и более выборных. Все означенные учреждения непосредственно подчинены окружным полицейским управлениям. В настоящее время этот порядок управления остался пока в Забайкалье, а в Иркутской губернии учреждены родовые управления, для которых выработана особая инструкция, с применением ее к инородческим обычаям (эти управления, кроме суда, почти ничем не отличаются от крестьянских). С 1887 г. в Балаганском округе вместо прежних 3-х ведомств (балаганского, идинского и аларского) образовано 12 управ, в Иркутском из 4-х ведомств и в Верхоленском из 3-х — по 11 инородческих управ (см. Верхоленский и Иркутский округа).

За мелкие правонарушения и проступки законом предоставлено Буряты судиться по их обычаям; но за тяжкие уголовные преступления они подлежат суду общих судебных учреждений. В основу бурятской жизни легла первобытная родовая община, образцом которой служит общинное устройство улуса, состоящего обыкновенно из нескольких окруженных невысокой городьбой юрт (жилищ), — отца семьи, его детей, внуков и т. д. В таком семейном родовом округе все интересы общие, так как пашни, покосы, утуги и т. д. нераздельно принадлежат всем членам, работающим сообща, даже запродажа хлеба, подряды и т. д. производятся родом. Помимо общинного устройства улуса, мы видим у Буряты целый ряд старинных общинных обычаев и учреждений: в их древнем суде, в сугланах (род мирских сходов), в тайлаганах (празднествах) и т. д. Между обычаями Буряты, в этом отношении, замечательна так называемая зэгэтэ-аба (у забайкальских Буряты — аба-хайдак, облава на зверя), которая в настоящее время утратила, впрочем, прежний свой социально-кооперативный характер, бывает реже, необязательна и производится большей частью для истребления волков; вопрос об облаве обыкновенно решается на суглане. В прежнее время, по преданию Буряты, на нее съезжалось до нескольких сот человек; нередко в ней принимали участие несколько родов, и она продолжалась месяц, полтора и долее. Для наблюдения за ходом и порядком охоты выбирался "тубучи", которому беспрекословно повиновались все; эта обязанность нередко бывала наследственной. Кроме него, избирались, в неопределенном числе, "галши" (от гал — огонь), занимавшиеся приготовлением пищи и два газарши (гадзарчи — проводник), которые собственно руководили охотой; им подчинены были "захулы" или "малго", число которых зависело от числа облавщиков, полагая на 20 человек одного захула. Облава состояла в том, что все участники, вооруженные луками и стрелами, образовывали цепь в виде овала, на двух противоположных свободных концах ее помещались газарши, по указанию которых цепь из облавщиков, мало-помалу суживаясь, смыкалась, так что ни один зверь не должен был прорваться через нее, не поплатившись жизнью. По окончании облавы добыча делилась, провинившиеся же наказывались. Меткие стрелки и руководители облав пользовались известностью среди Буряты, и о них сохранились предания в песнях. У шаманистов весной и осеньй бывают общинные религиозные собрания, носящие названия тайлаганов (таилган) и происходящие обыкновенно на известных, обычаем освященных местах. После приношения богам жертвы и молитв, устраиваются: борьба, стрельба из лука, конские бега, пляска, народные игры в медведя и подражание другим животным; являются певцы, восхваляющие в своих импровизациях старинные обычаи, хубылганов-героев, степных красавиц, быстрых коней и т. д. На тайлаганах женщины, как чужие роду, не присутствуют, но девушки, как рожденные в том же роде, принимают участие. Только на тайлаганах в честь водяных духов (ухан-хатов) допускаются к участию и женщины, и эти тайлаганы отличаются наибольшим весельем. Праздники забайкальских Буряты-буддистов: "цаган-сара" (сагалиха), "белый месяц" (новый год) и некоторые другие не носят общинного характера, а больше церковный и обязаны своим появлением у Буряты буддизму. Из старинных обычаев замечательно предание о так называемом "ухэ-унгулхэ", состоявшем в том, что лица, достигшие преклонных лет (70 и более), обрекались на следующее оригинальное самоубийство: после устраиваемого им обществом пира, они должны были проглотить кусок жира, вырезанного длинной лентой, причем неминуемо происходило задушение. Из новых обычаев замечательно распространенное между Буряты-шаманистами почитание св. Николая Чудотворца, под именем "саган-убукгуна" (т. е. седого или белого старика); они ставят ему в церквах восковые свечи.

Буряты говорят на монгольском языке, имеющем несколько наречий, причем селенгинцы и хоринцы говорят лучшим наречием, а северо-западные барга-Буряты имеют наиболее грубый говор. Буряты, не имея собственной письменности, не имеют и своей литературы, которая появилась у забайкальских Буряты с принятием ими буддизма и большей частью состоит из духовных книг, переведенных с тибетского языка. Недостаток литературных произведений пополняется массой преданий, сказок и песен, сохранившихся и по настоящее время среди Буряты; в созданиях этого оригинального, самобытного эпоса проявилась вся поэтическая способность бурят. Разбросанность Буряты на громадном пространстве Сибири, разность вероучений, большее или меньшее столкновение с посторонними народностями сильно отразились и на поэзии их; так, наибольшее число самостоятельных эпических произведений, относящихся до времени появления русских, сохранилось у шаманистов, а из буддистов — у хоринцев, в наиболее старинных песнях которых воспевается месть к халхасам, удалые набеги, любовь и привязанность к семье, к домашнему очагу и т. д. Принятие буддизма отразилось и на народном творчестве: появилась масса духовных песен, но между ними встречается немало и чисто бытовых. И по настоящее время Буряты продолжают слагать свои песни при всяком выдающемся событии. У шаманистов, иркутских Буряты, наибольшее число поэтических произведений — это молитвы, в которых, между прочим, заключается рассказ о событии, послужившем поводом к молитве, о жизни богов, описание местной природы и т. д. Большая часть эпических произведений Буряты указывает на низкий уровень их развития, на господствующую в их быту беспечность, эгоизм, грубую чувственность; впрочем, знакомство с христианством и буддизмом, школы, близость русского населения заметно влияют на смягчение нравов и на развитие гражданственности среди: Буряты Они страстные любители азартных игр. При отсутствии карт, они прибегают к национальной игре в "шагайки" (бараньи кости). Несмотря на свои недостатки, есть черты, невольно возбуждающие к ним симпатию. Так, у них сильно развита любовь к ближнему, особенно к своим, которым они помогают в нужде и несчастиях; бедные сироты и вдовы содержатся общиной; почитание старших, любовь к домашнему очагу и в особенности гостеприимство составляют отличительную черту их быта: кто бы ни был гость — ему подается первый и лучший кусок; Буряты миролюбивы, честны и справедливы, но в случае обиды мстительны. Иркутские Буряты охотно учатся в русских школах и завели несколько собственных школ, из которых особенно хорошо устроена школа в улусе Бохан, Балаганского округа; в ней находилось (1889 г.) 48 бурятских мальчиков и 8 девочек, и имеется библиотека, в которой 2096 томов, при 665 названиях книг. Всего в Иркутской губернии и Забайкальской области учащихся в народных школах бурятских детей в 1889 г. насчитывалось 603 мальчика, из которых 318 православных и 285 некрещеных бурятских детей. Число учащихся девочек очень незначительно; они встречаются преимущественно в школах Иркутской губернии. В некоторых сельских училищах процент учащихся бурятских детей превышает процент учащихся детей других народностей, а некоторые улусные школы состояли исключительно из учеников-бурят, каковы: капсальская, торская и др. Что Буряты к ученью способны, можно судить по вышедшим из среды их выдающимся личностям, как Дорджи Банзаров и Галсан Гомбоев (см. эти слова).

Бурят насчитывается приблизительно всего до 270000 душ обоего пола, а именно: в Иркутской губернии до 100000 душ обоего пола и в Забайкальской области — до 170000, в том числе: шаманистов до 75000 душ обоего пола, ламаитов до 160000 душ обоего пола и христиан православного исповедания до 35000 душ обоего пола. До покорения буряты были шаманистами (см. Шаманизм), и только в Забайкалье, на границе Монголии, начал к ним проникать буддизм; на это указывают известия того времени о существовании кумирен и лам. Заметное распространение буддизма началось собственно с 1727 г., с появлением из Монголии 12 лам. Правительство, не желая раздражать не вполне замиренное население, предоставило дело религии выбору Буряты Для воспрепятствования вредного влияния и вмешательства высшей монгольской иерархии в духовные дела забайкальских Буряты-буддистов, в 1764 г. правительством был назначен и облечен титулом "бандидо-хамбо-ламы" ширстуй (настоятель) Цонгольского дацана (монастыря) лама Заяйг. Нынешний же хамба-лама Данил Гомбоев имеет свое пребывание в Гусиноозерском дацанстве. В 1812 г. из Тибета в Забайкалье явилось 150 лам, пропаганда которых способствовала быстрому распространению ламаизма среди Буряты, так что в настоящее время преобладающая религия Буряты — буддийская (ламаистская), к которой принадлежит большая часть забайкальских бурят, а из иркутских — аларские, тункинские и частью балаганские. Сильное увеличение числа ламаистских монастырей, из которых наиболее древний — Цонгольский дацан, первоначально называвшийся Кингонтуйским, построен в 1758 г., — и непомерное размножение духовенства, причем в 1848 г. число одних только лам дошло до 4546, вызвало со стороны правительства в 1853 году распоряжение об ограничении числа дацанов — 34-мя (из них только 3 в Иркутской губернии) и духовенства — 285 лицами. Для распространения христианства среди инородцев основана еще в XVII столетии духовная миссия, которая существует уже более 160 лет и состоит из иркутского отделения, имеющего 17 миссионерских станов, и забайкальского с 24 миссионерскими станами и достаточным числом миссионеров; заботами их, хотя и медленно, среди Буряты распространяется христианство. Так, с 1872 по 1881 г. число обращенных в православие инородцев простиралось до 20139 душ обоего пола, из них 16704 душ в Иркутской губернии и 3435 душ в Забайкалье. В прошедшем столетии, с разрешения правительства, в Забайкалье основана была англиканская миссия для обращения бурят в христианство, прекратившая свою деятельность в 1842 г.

Крещеные инородцы зовутся ясачными и представляют интересное этнологическое явление среди восточносибирского населения. Вследствие постоянных браков с русским населением образовалось из этих Буряты особое местное видоизменение русской народности: у них не только в наружности и в физическом строении тела преобладает бурятский тип, но эта помесь крови отразилась и на душевном складе. Представителями этих метисов, кроме ясачных, являются забайкальские казаки, начало которым положили селенгинские буряты. По просьбе, поданной одним из родоначальников 2-го сартольского рода, правительство в 1766 г. разрешило ему образовать из Буряты четыре полка в шестисотенном составе, для содержания караулов по Селенгинской границе. Названные полки до 1811 г. составлялись исключительно из Буряты; звание полковых атаманов в этом войске сделалось наследственным. Казаки находились в ведении пограничной канцелярии, довольства и обмундирования от казны не получали, но освобождались от уплаты ясака. Вооружение их состояло из луков со стрелами; обмундирования особенного они не имели, но получили знамена. Полки носили следующие названия: 1-й ашебоготский, 2-й цонгольский, 3-й атаганский и 4-й сартольский. В 1851 г. при сформировании Забайкальского казачьего войска полки эти были преобразованы (см. Казаки).

Буряты, по Риттеру, принадлежат к одному из 3-х племен, на которые первоначально разделялись монголы, а именно к племени ойрат-бурят или барга-бурят, и по своей наружности представляют чисто монгольский тип, на что указывают, кроме наружности, и измерения их черепа, представляющего высокую степень, брахицефалии (средний размер горизонтальной окружности черепа достигает 540 мм, а емкость черепа равняется 1723 куб. см). Буряты приземисты, но подвижны, имеют короткие и кривые ноги и длинное туловище. Характеристические черты их наружности: широкое желтое лицо, с выдающимися скулами; косо расположенные черные глаза с остающейся на всю жизнь полулунной складкой; приплюснутый нос, большой рот; низкий, покатый лоб; большие, отстоящие уши; густые, черные, жесткие волоса на голове, и редкие и поздно вырастающие — на бороде. Женщины у Буряты скоро старятся, не плодовиты, рожая средним числом до 7 детей. Генетическая способность у них рано прекращается, между 36 и 40 годами, на что немалое влияние оказывает печальное положение бурятской женщины, так как все хозяйство лежит на ее плечах и она сильно обременена работой: она вьет веревки из конских волос, приготовляет кожи, для шитья которых употребляются изготовляемые ею же нитки из сухожилий — "чурмыс"; обшивает семью, искусно вышивая узоры на одежде и обуви; изготовляет войлоки и "тар", т. е. ткани из конских волос (основа) и козьей или коровьей шерсти (тар шириной не превышает 6 вершков, а длиною 18—21 аршин; из них сшиваются ковры и т. п.). Девушки пользуются большей свободой и почетом. Хотя буряты могут иметь несколько жен, но обыкновенно ограничиваются одной. По древнему бурятскому обычаю браки воспрещались в границах одного и того же рода, но обычай этот изменяется местными условиями и религиозными воззрениями; так, у Буряты-буддистов брак запрещается между родственниками по женской линии до 7 колена, а по мужской до 10. При женитьбе всегда уплачивается "калым" (выкуп), чем богаче невеста, тем значительнее калым, возвращаемый в случае развода (который совершается легко, но бывает редко) родителям невесты. У бедных Буряты, во избежание калыма, иногда производится мена невестами, т. е. женящийся одновременно выдает свою сестру замуж за брата своей будущей жены.

По широким степям плоскогорий Иркутской губернии в Забайкалье разбросаны улусы бурят, с раскиданными в беспорядке неприхотливыми их жилищами или "юртами", которые в Иркутской губернии состоят из невзрачных четырех-, шести— или восьмиугольных деревянных срубов без окон, с одной небольшой, низкой дверью, обращенной обыкновенно к югу. Внутри жилья посредине ставятся четыре столба, на которых держится крыша; в иных местностях настилается потолок, посредине которого делается отверстие для прохода дыма, и на потолок кладется слой дерна, представляющий довольно значительный бугор, так что юрта получает вид усеченного конуса; постройки, впрочем, по разным местностям, несколько изменяются. В поперечнике юрта имеет не более 5 сажен, высота ее немногим более 1 сажени; пол земляной; посередине юрты для очага делается четырехугольный деревянный ящик, вымазанный внутри толстым слоем глины; вдоль стен идет ряд широких лавок, на которых спят обитатели и стоит весь домашний скарб и утварь; на одной из стен прикрепляется полочка, на которой в особом деревянном ящике у шаманистов хранятся "онгоны", изображения духов-покровителей. Некоторые более зажиточные Буряты имеют довольно просторные деревянные дома. У забайкальских Буряты летние юрты большей частью войлочные, имеющие вид конуса, причем войлок кладется в несколько рядов на деревянный решетчатый остов, наверху имеется отверстие для прохода дыма, закрываемое куском войлока; внутреннее убранство то же, только вместо "онгонов" против двери юрты находится жертвенник с "бурханами" (см. это слово). Буряты юрты легко перевозимы при перекочевке, которая непременно совершается Буряты ежегодно два раза, хотя бы только за 2 версты или того менее. Пища Буряты преимущественно молочная и мясная; свиней и птицу Буряты не держат; рыба и хлеб в малом употреблении; огородных овощей почти не разводят, а вместо них употребляют из дикорастущих: черемшу (Allium ursinum), хундэй мангирь (Allium senescens L.), чакши мангирь (Allium spec.) и луковицы сараны — саган тамусу (Lilium tenuifolium Fisch.) и шара тамуси (Lilium Martagon L.); грибов не едят. Молоко употребляется в разных видах. Так, из него приготовляют: "тарык", вскипяченное кислое молоко (простокваша); "айрик", заквашенное молоко, из которого гонят "арху" или "арахи", т. е. молочную водку; перегнанная несколько раз, она делается крепче; остаток от перегонки, на вид творожистый, носит название "арсы" или "арцы", сберегается на зиму, составляя главную пищу бурят; в малом количестве делают род сыра, называющегося "аруль" и "хурут"; как лакомство употребляется "урумэ" — высушенная молочная пенка. У всех Буряты в большом употреблении так называемый кирпичный чай, при варке которого в котел прибавляют или молоко, или арсу, или "гужир" (сернокислый натр), или поджаренную муку с маслом или жиром, что составляет так называемый "сатуран"; но главную пищу Буряты составляют мясо и молоко.

Национальная одежда Буряты состоит из "дыгиля" — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят "дыгиль" заменяется суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье же летом в большом употреблении халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые; в ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается "саба", род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу — "даха", род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения Буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из "унтов", нечто вроде сапог из кож жеребят — или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы. Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине — вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием "уджи" (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора — обруча, разукрашенного кораллами и серебром. Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны "полты" (подвески); на руках серебряные или медные "бугаки" (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства буряток.

Главное занятие Буряты — скотоводство, а потому и местности, занятые ими в крае, преимущественно степные. Некоторые зажиточные Буряты имеют огромные стада скота и табуны лошадей; но в среднем выводе приходится на 100 душ обоего пола по 94 лошади и 198 голов рогатого скота. Скот круглый год находится под открытым небом; для зимовки его приготовляют в некоторых местностях "хохоры", состоящие в том, что весной навоз со двора свозят в кучу, разбив предварительно лопатами, и оставляют просохнуть в течение лета. Затем этим сухим мелким навозом посыпают снег в местах, где скот проводит ночь. На зиму, кроме степного и лугового сена, запасают так называемое утужное; "утугом" называется огороженное жердями место, на котором в течение зимы кормится скот. Летом эти места в засуху орошаются (за Байкалом) и на них получаются богатые урожаи прекрасного сена. Как в Иркутской губернии, так и в Забайкальской области Буряты с давних времен занимаются земледелием. Первый пример подали хоринские Буряты в 1796 г.; в Балаганском округе, где наиболее развито хлебопашество, приходится на каждое хозяйство до 12 десятин пахотной земли, а на душу обоего пола по 2,5 десятины. При плодородной почве на урожаи вредно действуют часто бывающие за Байкалом засухи, для устранения которых употребляется искусственное орошение полей, в котором буряты приобрели большой навык и благодаря которому получают большей частью обильные урожаи хлебов. Сеют пшеницу, рожь, ярицу, ячмень, овес, немного гречихи; большую часть получаемого хлеба продают. Буряты-шаманисты занимаются также и звероловством, хотя и в меньших размерах, чем в прежнее время, причем главным предметом промысла являются соболь, белка, лисица, горностай. Рыболовством занимаются преимущественно Буряты, живущие у Байкала; главные их рыбные ловли находятся у устья реки Селенги. Из ремесел наиболее распространено у них кузнечное, кожевенное, валяние войлоков; у буддистов за Байкалом имеются лица, занимающиеся изготовлением (отливкой) металлических бурханов, колокольчиков (хонхо) и других принадлежностей для дацанов, а селенгинцы славятся как хорошие плотники.

Литература: I. G. Gmelin, "Reise durch Sibirien" (т. I, 1751 г.); И. Э. Фишер, "Сибирская история" (1774); Georgi, "Reisen" (1775); P. Pallas, "Sammlungen historisch. Nac hricht. über die Mongolisch. Vö lkerschaften" (т. II, 1801 г.); A. Erman, "Reise" (т. II, 1833); "Журнал Министерства Внутренних Дел" (ч. VII, 1843 г.; ч. XXV и XXVI, 1849 г. и ч. XXXVII, 1852 г.); Гагемейстер, "Статистическое Обозрение Сибири" (1854 г.); Р. Маак, "Путешествие на Амур" (1855 г.); Al. Castren's, "Ethnologische Vorlesungen" (СПб., 1857 г.); Раев, "Вестник Географического общества" (т. XXIV, 1859 г.); С. Ritter, "Asien" (т. II, 1860, 1879 г.); G. Radde, "Berichte über Reisen im Süden von Ostsib irien" (1861 г.); "Забайкальские областные Ведомости" (№ 16, 1867 г.); Ф. Шперк, "Медико-Топографический Сборник" (т. 1, 1870 г.); M. В. Загоскин, "Иркутск и Иркутская губерния" (1870 г.); А. Щапов, "Известия Восточносибирского отд. Императорского Русского Географического Общ." (т. V, № 1, 1874 г.; т. VI, № 5, 1875 г.; т. VII, № 2 и 3, 1876 г.) и "Сборник историко-статистических сведений о Сибири" (т. II, 1877 г.); H. M. Малиев, "О бурятских черепах" (Казань, 1877 г.); "Миссионер" (1877 г. № 1, 3—8, 35—47 и 1878 г. № 29); А. Позднеев, "Образцы народной литературы монгольских племен" (вып. 1-й, 1880 г.); "Памятная книжка Иркутской губернии" на 1881 г.: "О происхождении северобайкальских бурят вообще и тункинцев в особенности"; В. Вашкевич, "Ламаисты в Восточной Сибири" (1885 г.); "Природа и Люди" (№ 2, 1880 г.); "Досуг и Дело" — "Народы России" (1880 г.); "Восточное Обозрение" (№ 3, 1887 г. и № 12, 1891 г.); M. Хангалов, "Известия Восточносибирского отд. Императорского Русского Географического Общества" (т. X I X, № 3, 1888 г.) и "Записки Восточносибирского отд. Императорского Русского Географического Общества по Этнографии" (т. 1, вып. 1-й и 2-й, 1889 и 1890 гг.); А. Потанина и И. Вамбоцыренова — "Известия Сибирского отд. Императорского Русского Географического Общества" (т. XXI, № 2, 1890 г.); "Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний" (т. 1, Иркутск, 1889 г.; т. 2, Москва, 1890 г.); А. Потанина, "Сибирский Сборник" (вып. 1-й, 1890 г.) и "Труд" (приложение к журналу "Всемирная Иллюстрация", т. IX, №№ 4, 5 и 6, 1891 г.); "Иркутские Епархиальные Ведомости" (1877—90 гг.); В. Межов, "Сибирская библиография" (1891 г., кн. II, СПб.) и др.

Ф. Шперк.

Смотрии так же...