Подданство

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Подданство — юридическая связь между индивидом и государством. В области частного международного права Подданство определяет личный статут индивида за границею (синоним национальности); в этом смысле Подданство есть понятие нового времени, так как многие законодательства стоят еще на территориальной точке зрения (домициль). В древнем мире люди различались по племенному происхождению или по принадлежности к городам; в средние века племенное деление (система личных прав) уступило место территориальному началу, причем Подданство в государственном смысле не имело исключительного характера: члены высших сословий могли быть одновременно вассалами нескольких сюзеренов. В XVIII в. подданство имело еще важное значение в области гражданского права, так как оно гарантировало от применения droit d'aubaine (см. Права иностранцев). В настоящее время благодаря эмансипации иностранцев значение это исчезает, но зато в зависимости от роста требований государства к индивиду растет политическое значение Подданство В области государственного права Подданство определяет права и обязанности лица относительно государства. Во французской литературе встречается еще, как отражение взглядов XVIII в., представление о Подданство как о двустороннем договоре с правами и обязанностями на каждой стороне. В немецкой литературе распространено воззрение, что подданный есть объект государственной власти, но не в с мыслей имущественного объекта, а как субстрат этой власти; все субъективные права являются рефлексом Подданство (Gerber, Laband). Несомненно, что без подданных нет и государства; Подданство есть одно из необходимых юридических состояний, в которых находится лицо (как возраст, дееспособность, пол); но из представления о лице как об объекте власти нельзя вывести прав лица относительно этой власти. Другие (Heilborn) видят в Подданство отношение субъекта к субъекту, причем в одних случаях права всецело на одной стороне, в других — на другой. По-видимому, это воззрение разделяется теми законодательствами, которые (напр. норвежское) различают в своей терминологии "граждан", когда говорят о правах, и "подданных", когда говорят об обязанностях. Определить содержание Подданство, по мнению некоторых (Seydel, Jellineck), совершенно невозможно. Подданство состоит в сумме притязаний и обязанностей индивида, основанных на законах страны; поэтому Подданство не имеет постоянного содержания: последнее изменяется с изданием каждого нового закона. Еще менее можно дать такое определение, которое годилось бы для Подданство во всех государствах.. Другие, наоборот, находят вполне возможным определить содержание Подданство Так, по Лабанду: 1) Подданство обязывает повиноваться государственной власти независимо от того, находится ли лицо на государственной территории или за границею; иностранцы же повинуются только пока находятся в стране. Повиновение означает не только пассивное послушание, но и активную деятельность, несение натуральных повинностей (в частности — воинской). 2) Подданство обязывает к верности, т. е. обязывает ничего не предпринимать во вред государству, иностранца можно также преследовать за действия во вред государству, но не за измену. Подданство создает, с другой стороны, права: 1) государственная власть обязана оказывать своим подданным защиту и вне государственной территории; 2) подданный имеет право находиться на территории своего государства; последнее обязано терпеть его, не вправе изгнать, не вправе требовать, чтобы другое государство терпело его у себя, обязано принять, когда другое государство возвращает его нищего или бродягу. Изгнание подданных как наказание встречается теперь только в немногих законодательствах. Выдача собственных подданных другому государству невозможна; исключение встречается в униях (Швеция и Норвегии) и в союзных государствах (баварца, напр., можно выдать Пруссии). В итоге, следовательно, подданный имеет право на пребывание в пределах государства и на защиту вне его. Все прочие притязания или нехарактерны для подданных, так как доступны и иностранцам, или возможны не во всяком государстве, а только на известных стадиях государственной жизни. Так, на защиту внутри страны, на обращение к судам и администрации имеет право и иностранец. Так назыв. основные права — свобода совести и слова, неприкосновенность жилища — не составляют субъективных прав, потому что им не соответствует какой - либо объект; эти лишь нормы деятельности государственной власти, одинаковые и относительно иностранцев. Политические права, т. е. участие в государственном управлении, доступны только подданным, но они не вытекают из существа государства, а характеризуют только конституционное государство. Подданство есть обыкновенно отношение к одному только государству; но в сложных государствах отношение усложняется. В Соед. Шт. Сев. Америки индивид — прежде всего гражданин федерации, а отсюда уже вытекает его Подданство тому из штатов, где он имеет местожительство. В Швейцарии, напротив, на первом плане стоит гражданство в кантоне; федеральное Подданство является уже производным. Поэтому в Соедин. Штатах Сев. Америки при натурализации лицо становится гражданином союза, а в Швейцарии — гражданином кантона. Аналогично с Швейцарией, в Германии индивид — прежде всего подданный одного из государств, входящих в состав империи, и лишь в силу этого подданный самой империи; только жители имперских земель — Эльзаса-Лотарингии и колоний — стоят в непосредственном Подданство империи; можно менять Подданство одного государства на другое, не переставая быть подданным империи, причем в отличие от иностранцев, которые могут просить о натурализации, перемена Подданство в пределах империи составляет право каждого подданного отдельного государства; можно быть даже одновременно подданным в нескольких государствах Германии. По имперской конституции, все подданные отдельных государств, входящих в состав империи, должны рассматриваться в других ее государствах как туземцы, т. е. ни одно государство Германии не вправе издавать законов во вред подданным других государств Германии.

Подданство приобретается, во-1-х, рождением. Понятно, что лицо, рожденное в стране от подданного, становится также подданным; но для лиц, рожденных за границей, вопрос осложняется. За исключением Дании, 10 южно-американских республик и С.-Доминго, все законодательства признают, что дети, родившиеся от подданных за границею, приобретают Подданство своих родителей. Больше разнообразия в нормах о Подданство детей, родившихся в стране от иностранцев: законодательства группируются вокруг принципов кровного (ius sauguinis, Подданство родителей) и территориального (ius soll, Подданство места рождения). 1) Кровное начало применяется безусловно в Германии, Австрии, Венгрии, Норвегии, Швейцарии, Румынии, Сербии и Гаити; дети иностранцев, родившиеся в одной из этих стран, остаются иностранцами и не пользуются никакими преимуществами при натурализации. 2) Территориальное начало действует, т. е. дети иностранцев становятся в силу своего рождения в стране ее подданными, в 10 южно-американских республиках, в Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе, Никарагуа, С.-Доминго, в Оранжевой республике, в Дании (если остаются жить здесь), в Голландии (дети неизвестных родителей), во Франции и Швеции (дети иностранцев, которые сами родились в стране), в Монако (дети иностранцев в четвертом поколении), в Соед. Штатах Сев. Америки (если родители имеют здесь оседлость и не пользуются экстерриториальностью). 3) В Бельгии, Франции, Италии, России, Испании, Люксембурге, Монако, Турции, Греции и вне Европы — в Коста-Рике, Японии, Персии и Конго родившиеся в стране от иностранцев могут в течение года по совершеннолетии вступить в Подданство места рождения, т. е. кровное начало ослаблено здесь облегчением натурализации. 4) При известных условиях рождение от иностранца не препятствует включению в число подданных страны, но только дает право в течение года по совершеннолетии принять Подданство родителей (во Франции, Италии, Голландии, Люксембурге, Португалии, Швеции, Монако, Болгарии, в Сальвадоре, Мексике и Конго). В Великобритании по common law действовало территориальное начало; теперь оно смягчено в том отношении, что против родины родителей оно не действует. В Соед. Штатах Сев. Америки ius soll не применяется к лицу, которое эмигрировало вместе с родителями. В споре о преимуществах принципов ius soll и ius sanguinis указывают на то, что при безусловном применении кровного начала получается много поколений, живущих в стране, но изъятых от тягостей в пользу своего фактического отечества и могущих претендовать на защиту со стороны иностранных держав. Поэтому целесообразно комбинирование обоих начал, как во Франции, где второе поколение, родившееся в стране, вводится в разряд подданных. Вместо избрания Подданство в год после совершеннолетия некоторые признают более целесообразным, чтобы отец в течение 6 месяцев после рождения определял Подданство ребенка (Бар). Подданство приобретается, во-2-х, легитимацией. В странах, где личный статут определяется Подданство, легитимация обсуждается по законам страны отца, а не места вступления в брак; при коллизии законов отца и законов ребенка (напр. француз признает своего незаконнорожденного от русской ребенка) должен решать закон отца. У нас, по разъяснению сената, иностранец может узаконить, т. е. сделать русского подданного (по матери) подданным своей страны. Подданство приобретается, в-3-х, замужеством; за немногими исключениями (Эквадор, если жена осталась жить в стране) жена приобретает подданство мужа и не утрачивает его во вдовстве. Подданство приобретается, в-4-х, натурализацией (см.). По современным законодательствам Подданство не закрепощает индивида, и выход из Подданство вообще свободен; только русское законодательство требует высочайшего разрешения на выход из Подданство, без чего он составляет преступление. Однако, признавая право индивида на перемену подданства, законодательства должны заботиться, чтобы, во-1-х, не было лиц бесподданных, и во-2-х, лиц с двойным Подданство I) Ввиду требований, предъявляемых государством к своим подданным, наличность в среде населения лиц бесподданных (Heimatlose) является совершенной аномалией: они пользуются преимуществами подданных (их нельзя изгнать) и не несут повинностей (в особенности — воинский). Эта категория лиц образуется вследствие несогласованности законодательств, так как по некоторым допускается простое увольнение из Подданство, без справки о том, приобретено ли Подданство в другой стране. Напр. француз, вступивший в иностранную военную службу, может быть исключен из франц. Подданство, не делаясь в то же время подданным другой страны. Против умножения класса бесподданных принимаются законодательные меры; напр. швейцарский закон 1850 г. распределяет бесподданных по кантонам и включает их в общины; в Бельгии 1870 г. и в Румынии 1876 г. бесподданных принудили к воинской повинности, но в подданные не зачислили. В Румынии, по статистике 1894 г., их было 248470 чел.; преимущественно это евреи, совмещающие в себе все условия для признания их румынскими подданными, но не допускаемые к натурализации; в 1897 г. проектировалось прекратить привлечение их к воинской повинности и заменить ее денежным сбором. Правильным путем для устранения аномалии было бы согласование законодательств на том, что всякий, кто не может доказать своего Подданство, считается подданным того государства, где он живет, и что увольнение из Подданство возможно не раньше, чем обеспечено вступление в новое Подданство 2) Двойное Подданство также представляет аномалию, потому что требования, предъявляемые государством к своим подданным, часто не допускают совместительства Подданство (верность, воинская служба). Появление лиц с двойным Подданство возможно, между прочим, при параллельном действии кровного и территориального начал; напр. лицо, родившееся в России от датчан, будет считаться по нашим законам датским подданным, а по датским законам — русским подданным. Для устранения этой аномалии необходимо, чтобы по всем законодательствам вступление в новое Подданство обусловливалось представлением увольнительного свидетельства от прежнего государства или же чтобы со вступлением в чужое Подданство само собою прекращалось старое (франц. законодательство).

Подданство прекращается, во-1-х, увольнением по просьбе. В Германии, напр., в увольнении из государственного Подданство не может быть отказано, если проситель приобрел уже Подданство в другом германском государстве, увольнение из имперского Подданство не допускается, если лицо обязано воинскою повинностью; в мирное время отказать в увольнении можно только по этой причине. Просителю выдается увольнительное свидетельство, и Подданство утрачивается с момента выдачи этого свидетельства; в течение 6 месяцев нужно или приобрести местожительство в другом германском государстве, или эмигрировать из империи, иначе свидетельство теряет силу. Германский порядок неудобен тем, что не препятствует возникновению бесподданства. Подданство утрачивается, во-2-х, по определению правительственной власти — в случае отказа вернуться из-за границы к отбыванию воинской повинности, оставить иностранную государственную службу и т. п. В-3-х, по некоторым законодательствам Подданство прекращается в случае продолжительного пребывания за границей без имматрикуляции в консульстве (10 лет — по германскому, норвежскому, венгерскому, голландскому, шведскому закон.); однако, если лицо не вступило в чужое Подданство, оно может во всякое время вновь приобрести утраченное Подданство В-4-х, путем легитимации выходят из Подданство незаконные дети, если отец иностранец. В-5-х, из Подданство путем замужества выходят женщины; иногда от иностранца, желающего вступить в брак с подданною, требуется удостоверение, что его отечество примет его жену и детей; русский православный допускается в Германии к заключению брака с германскою подданною только с дозволения русского правительства. В-6-х, в случае уступки территории одним государством другому жители естественно из одного подданства переходят в другое. Но практика международных договоров выработала обычай предоставлять жителям право оптировать за старое Подданство, причем предполагается, что оптирующий никогда не выходил из Подданство уступающего государства и потому не может быть преследуем за проступки против нового государства. Так, по Франкфуртскому договору 1871 г. лицам, родившимся в Эльзасе и Лотарингии и там находившимся во время заключения мира, предоставлено было до 1 октября 1872 г. оптировать за французское Подданство и переселиться во Францию, не утрачивая прав на недвижимость. По договору 1890 г. Германии с Англией об уступке Гельголанда уроженцам острова до 1 янв. 1892 г. позволено было оптировать за британское Подданство В-7-х, в небольшом числе законодательств Подданство утрачивается изгнанием (Болгария, Португалия) или по судебному приговору, как мера наказания самостоятельная или сопутствующая другому позорящему наказанию (Португалия, Перу, Чили, Аргентина) вследствие злостного банкротства (в последних трех и в Парагвае), принятия монашества или работорговли (Перу). Ср. Bar. "Theorie u. Praxis des internationalen Privatrechts" (1889, I, стр. 164—281); Weiss, "Trait é théorique et pratique de droit international privé" (I, 1892; De la Nationalité); v. Martitz, "D. Recht der Staatsangehörigkeit" ("Hirth's Annaleu", 1875); Gercer, "Grundzüge eines Systems des deutschen Staatsrechts" (1869); Jellineck, "System der subjektiven Rechte" (1892); Heilborn, "System des Völkerrechts" (1896): Laband, "D. Staatsrecht d. Deutschen Reichs" (I, 1895); Cahn, "D. Reichsgesetz über die Erwerbung u. den Verlust der Reichs-und Staatsangehörigkeit" (1896); Коркунов, "Укоренение иностранцев и прекращение подданствам ("Журн. Мин. юстиции" 1895, № 10).

M. Брун.

Смотрии так же...