Наседка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Наседка иначе Шевель (Иван Васильевич) — московский книжник XVII в.; был приходским священником в Клементьевой слободе Сергиева посада. Первое его литературное произведение относится к Смутному времени. Плодом его размышлений о смуте, в которой Наседка, подобно многим другим русским людям, видел борьбу православия с латинством, явилось небольшое полемическое произведение: "О российстей святей велицей церкви, юже Иван Богослов виде", истолковывающее известное апокалипсическое видение жены, гонимой змием в пустыню (Апокалипсис, глава XII), в смысле преследования русской православной церкви католиками. Мистико-апокалипсический взгляд на римского папу, как на антихриста, заимствован Наседка, по-видимому, из южнорусской полемической литературы, с которой он был хорошо знаком. В 1615 г. Наседка вместе с архимандритом Дионисием троицким и Арсением Глухим, приставлен был к исправлению книг, закончившемуся осуждением в 1618 г. всех справщиков (см. Арсений Глухой), но при этом Наседка — "лукавая лисица", по отзыву Арсения — избежал заточения. Когда справщики были оправданы, Наседка написал льстивое письмо к вновь поставленному патриарху Филарету (отрывки в "Описании синодальных рукописей", № 273), в котором защищал поправки, сделанные при его участии, и обличал невежество московского духовенства, тонко выставляя на вид свое образование и свои заслуги. Назначенный ключарем Успенского собора, он становится лицом близким к правительству. К этому же времени относятся два полемических его сочинения против монаха Антония Подольского, защищавшего прибавку: "и огнем". В 1642 г. Наседка составил "Изложение на лютеры" — обширный компилятивный сборник, частью заимствованный из сочинений Захария Копыстенского; есть основание полагать, что сборник этот готовили к печати. В 1644 г. Наседка явился главным деятелем в богословских прениях, вызванных обручением датского принца Вальдемара с царевной Ириной Михайловной; его перу принадлежат акты этих прений, изданные А. Голубцовым (см.). При патриархе Иосифе Наседка, состоя в монашестве (с именем Иосифа), был одним из главных деятелей по печатанию книг; впоследствии он примкнул к противникам Никона. Ко времени патриарха Иосифа относятся следующие сочинения Наседка: "Сын церковный" или "Сказание нужнейших обычаев на учение православной христианской веры, новопросветившемуся зело потребно", и "Зерцало духовное", составленное в 1645 г. и представляющее собой сборник наставлений, преимущественно нравственных, заимствованных из отеческих сочинений и расположенных в азбучном порядке. Сборник этот, за исключением немногих статей, очень сходен по содержанию с книгой "Алфа и омега", напечатанной в Супрасле в 1788 г. Наседка принадлежит еще записка о жизни преподобного Дионисия (входит в состав "Жития Дионисия", М., 1824, стр.43—54, 56—83), в которой, между прочим, яркими красками обрисованы ужасы московского разорения.

Смотрии так же...