Арсений Глухой

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

Арсений Глухой или Селижаровец, т. е. монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу озера Селигера, - один из видных справщиков XVII века. Во время своих странствий он изучил грамматику, "священную философию" (диалектику), лат. и греч. языки и, таким образом, принадлежал к образованнейшим инокам своего времени. Когда в 1615 г. предпринято было первое исправление богослужебных книг от "тьмочисленных" ошибок, вкравшихся в них благодаря невежеству прежних справщиков, Арсений Глухой, проживавший тогда в Троицко-Сергиевой лавре, был для сего дела назначен в помощь препод. Дионисию и попу Ивану Наседке. Дальновидный Арсений Глухой понимал, что исправление книг, освященных употреблением нескольких поколений, "простым людем будет смутно", что оно возбудит неудовольствие массы лиц, прикосновенных к печатанию прежних книг, и даже самого митрополита Ионы, заместителя патриаршего престола (Филарет был еще в плену), который от этого дела был устранен; поэтому он всячески уклонялся от этого щекотливого поручения и даже самому Дионисию советовал:. "откажи дело государю, не сделати нам того дела в монастыре, без митрополичьяго совета", но честолюбие Ивана Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх, и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, Арсений Глухой и его товарищи рассмотрели Требник в 1602 г., Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав в 1610-1618 гг. Дионисий отвез в Москву исправленный текст. Что предвидел Арсений Глухой, то и случилось. Иона, недовольный тем, что исправление книг велось в Троицкой лавре, помимо него, и оскорбленный еще тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нем, созвал собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков: особенно ставилось им в вину то обстоятельство, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Потребнике кончалась словами: "сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем", справщики "вымарали" слово "и огнем". Все доказательства, приведенные Арсений Глухой и товарищами его в оправдание свое, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. После пытки в Вознесенском монастыре Арсений Глухой содержался в тяжком заключении на Кирилловском подворье. Во время этого заключения он написал два послания к боярину Борису Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу (последнее напечатано в статье Вишневского в "Правосл. обозрении", 1862 г., № 3). Послания эти яркими красками рисуют поразительное невежество московского духовенства того времени и содержат некоторые данные для составителя их биографии. В июле 1619 г. злополучные справщики по ходатайству патриарха Иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета, выбросившего слово "и огнем" в Требнике, Арсений Глухой снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе.

Смотрии так же...