Послание

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Послание (épî tre, Epistel) — литературная форма, почти вышедшая из употребления: письмо в стихах. Еще в 1-й половине XIX в. Послание было жанром очень распространенным. Содержание его весьма разнообразно — от философских размышлений до сатирических картин и эпических повествований. Обращаясь к лицу известному или воображаемому, автор Послание говорит с ним в обычном эпистолярном стиле, который иногда повышается до торжественности и пафоса, иногда — что более свойственно Послание — понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому обращено Послание Особенно свойственными стилю Послание старая поэтика считала изящество, остроумие, легкость стиха. Наиболее употребительные размеры — гекзаметр и александрийский стих, но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в Послание оригинальным трехстопным ямбом. Классические литературы не знали Послание до Горация, создавшего этот литературный жанр и давшего образцы его, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них — 3 Послание, посвященные литературе, особенно Послание к Пизонам: "De arte poetica". Вслед за тем Овидий, называющий себя в "Ars amandi" изобретателем этого рода позтических произведений, написал ряд "Неroides" — любовных Послание от имени женщин, и "Ex Ponto" — Послание к жене, дочери, друзьям и к Августу; к Послание могут быть отнесены также его "Tristia". В Риме Послание писали еще Авзоний и Клавдиан. Истинное отечество Послание — Франция, где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая causerie о чем угодно, легко укладывающаяся в рамки Послание Клеман Маро (см.), давший первые образцы Послание во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его Послание из тюрьмы Шатлэ к его другу Лиону Жаме и два Послание к королю — первое "pour sa dé livrance" и второе "pour avoir été desrobbé "; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта, умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением. За ним писали Послание Табуро, Вуатюр, Скаррон (изв. его "Ep î tre chagrine"), Буаробер, но всех их затмил Буало (см.), который нашел в Послание литературную форму, особенно подходящую к его дарованию. Из его двенадцати "Epitres" особенно известны IV — "Au Roi, sur le Passage du Rhin" (1672), VII — "A Racine" (1677) и XII — "A mon jardinier" (1695); как во внешней структуре, так и в содержании Послание Буало заметно сильное влияние Горация. В XVIII в. Послание становится излюбленной формой. Вольтер, возвратив ему его былую простоту, придает ему несравненный блеск изящества и остроумия. Он писал Послание Фридриху, Екатерине ("Elev é d'Apolion, de Vénus et de Mars, qui sur ton tröne auguste as placé les beaux-arts, qui penses en grandhomme et qui permets qu'on pense etc.", со знаменитым стихом: "C'est du Nord aujourd' hui que nous vient la lumi è re"), писателям, своим друзьям и врагам, актрисам, неодушевленным предметам (A mon vaisseau) и даже умершим (A Boileau, а Horace). Одновременно с Вольтером писали Послание Жантиль Бернар ("Ep î tre а Clandine"), Берни ("Ер. sur la paresse"), Седэн ("Ер. а mon habit"), Буффлер ("Ер. а Voltaire"), Грессе ("Ер. а ma soeur"), Пирон, Ж.-Б. Руссо, Лебрэн, М.-Ж. Шенье и др. В нашем веке во Франции писали Послание Делавинь, Ламартин, Гюго; есть отдельные сборники Послание Виеннэ — "Ep î tres et satires" (1845) и Отрана — "Ep î tres rustiques". Послание — довольно распространенная литературная форма и в Англии. Классическими считаются четыре Послание Попа, составляющие его "Опыт о человеке", а равно "Epistle from Eloisa to Abelard" (1716). В немецкой изящной литературе Послание приняло лирическую окраску. Послание писали Виланд (" Zwö lf moralische Briefe", 1752), Гекинг ("Аn meinen Bedienten"), Глейм, Якоби, Шмидт, Уц, Николаи, I. В. Михаэлис; особенно известны Послание Шиллера "Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B ü hne brachte", Гете — "Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bü cher", и Рюккерта. Из современных поэтов Послание писал Готшалль (см). В Италии известны Послание Киабреры ("Lettere famigliare"), который ввел эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (XVIII в.). В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма Послание (также под названиями "письмо, эпистола, стихи") была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший Послание Наиболее известны Послание Кантемира ("Письма" к Трубецкому, Потемкину, "К стихам моим"), Тредьяковского ("Эпистола от российския поэзии к Аполлину"), В. Петрова, Княжнина ("Послание прелестницам", "Послание трем грациям", "К российским питомцам свободных художеств" и др.), Козодавлева, Кострова ("Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины", "К председателю муз" и др.), Сумарокова (пять "эпистол" — "О русском языке", "О стихотворстве" и др.), Ломоносова ("О пользе стекла", Шувалову); Фонвизина ("Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке"), Дашковой ("Послание к слову"), Рубана ("Российской музы Послание к Овидию"), Капниста ("Батюшкову", "Озерову", "К прекрасной"), Виноградова ("Епистола Александру Петровичу Ермолову"), Державина ("Любителю художеств", "Эпистола Шувалову"), Муравьева, Нартова, Нарышкина. В русской литературе XIX в. прежде всего выдаются Послание Жуковского, который оставил их очень много; между ними есть и настоящие Послание в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву, императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали Послание также Карамзин ("К Плещееву", "К женщинам", "К бедному поэту"), Гнедич ("Перуанец к испанцу") и др. Послание Пушкина — превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических Послание; Послание к Дельвигу ("Череп") вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие Послание также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для, адресата. В лирике Пушкина Послание занимают видное место, особенно Послание к Батюшкову, "Городок", Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому ("Моему Аристарху"), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют Послание "В Сибирь" и "Овидию". В дальнейшем развитии Послание теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений. "Валерик" Лермонтова — письмо в стихах — не имеет уже ничего общего с шаблоном классического Послание Тем же свободным характером запечатлены Послание Тютчева ("А. Н. Муравьеву", "К Ганке", "Кн. А. А. Суворову"), Некрасова ("Тургеневу" и "Салтыкову"), Майкова, Полонского, Надсона ("Письмо к М. В. В.").

Ар. Гр.

Одна из главных форм античной литературы, послание (epistola, έπίστολή), сделалась, по примеру посланий апостольских, одной из главных форм позднейшей литературы христианской. В век "мужей апостольских" это была почти единственная форма сочинений, излагавших христианское вероучение и нравоучение, а равно устройство взаимных отношений и внешний быт христиан. Таковы послания Климента римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, апостола Варнавы. Простота этой формы вполне соответствовала, с одной стороны — степени образования этих отцов церкви, не владевших образованием внешним, с другой стороны — потребности христианского общества в элементарном и общедоступном изложении учения, для чего особенно удобна форма Послание или письма. По мере того, как в состав церкви вступают, уже во II в., люди образованные и ученые и, наряду с верой церкви (πίστις της έχχλησίας), возникает христианское "знание" (γνώσις της έχχλησίας), над "Послание" в христ. литературе берет верх форма сочинения (на Востоке — λόγος, на Западе — tractatus), дававшая место систематическому и диалектическому раскрытию предмета. Но и на долю "посланий" во II и III вв., а также и в последующее время, осталась обширная область. Прежде всего сюда относится вся область церковного права и проекты решения разных спорных вопросов церковной практики. Так появились Послание канонические (напр., каноническое Послание св. Григория Неокесарийского о степенях покаяния, Дионисия Александрийского и др.), Послание с извещением о ересях, появлявшихся в епархиях и просьбой о содействии к их уничтожению (напр., Послание Александра, епископа александрийского, по поводу ереси Ария), Послание приветственные и ободрительные (во время гонений) от одной церкви к другой (напр., Феоны и Памфила), увещательные — по поводу внутренних смут и раздоров, Послание пасхальные епископов александрийских — о времени празднования Пасхи в данном году, об однообразном устройстве церковного благочиния (Кирилл Александрийский), о вопросах догматических (напр., папы Льва Вел. — об евтихианской ереси, Иоанна Постника — о девстве). Некоторые из этих Послание, одобренные церковью, составляют один из первоисточников христ. учения, как часть священного предания, наряду с прочими творениями св. отцов; другия содержит в себе так назыв. частные мнения св. отцов. С посланиями св. отцов не следует смешивать их письма, которые хотя издателями их часто именуются также "посланиями", но отличаются от них тем, что назначались не для целой или поместной церкви, а для отдельных лиц, связанных с корреспондентами узами родства, дружбы или официальными отношениями. Эти письма часто имеют важное историческое значение, заключая в себе массу деталей о церковном, общественном, государственном быте данной эпохи. Эразм и более поздние критики, оценивая эти письма с литературной точки зрения, иногда ставят их наряду с лучшими произведениями литературы античной. Таковы, напр., письма Киприана Карфагенского, блаж. Августина и Иеронима и св. Василия Вел. (о последних см. ст. И. А. Чистовича в "Христ. Чтении", 1866). На Западе, после Григория Вел., также развилась обширная литература Послание разных духовных лиц по разным обстоятельствам; но она малоизвестна и мало разработана на самом Западе, так как с установлением в катол. церкви принципа абсолютизма деятельность частных лиц затмевалась догматической и административной деятельностью самого папы или соборов. Единственное почти исключение составляют в этом отношении Послание св. Бернарда Клервосского (XII в.). Послание, воспроизводящие тип святоотеческих Послание патристического периода, вновь появляются в духовной литературе с основанием русской церкви. Таковы Послание первых русских митрополитов Леонтия — "Об опресноках", Георгия, Иоанна II и Никифора о посте, о варяжской вере, позже — Послание Симона, епископа владимирского к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину, митрополита Фотия, Геннадия, архиепископа новгородского и др. Тот же самый тип патристического периода представляют Послание позднейших иерархов восточной церкви и русского святейшего синода. Лучшие образцы этих позднейших Послание — "Послание восточных патриархов в ответ лютеранам на присланное ими аугсбургское исповедание Лютера" и "Послание пастве константинопольского патриархата от лица константинопольского патриарха по поводу папской энциклики о соединении церквей"; образец современного Послание русского синода — "Послание к старообрядцам". С церквами англиканской и старокатолической русский св. синод сносится также "Посланиями".

Н. Б—в.

Смотрии так же...