Направник

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Направник (Эдуард Францевич) — капельмейстер и композитор; род. 12 августа 1839 г. в Богемии, близ Кениггреца; учился музыке у Пугонного; уже 13-ти лет играл в Праге в воскресные дни на органе и обладал хорошими знаниями в цифрованном басе и гармонии. Со смертью отца лишившись всяких средств к жизни, Направник должен был покинуть реальное училище, не кончив курса. Средства к существованию ему давала музыка. Он занимался у Блажека и Питча в органной школе, у Майделя — в фортепьянном институте, где вскоре занял место преподавателя. Оркестровку и вообще капельмейстерское дело Направник изучил под руководством Кителя. Чтение партитур было любимым занятием Направник, в котором он достиг редкого совершенства. В 1861 г., получив место капельмейстера у князя Юсупова, Направник приехал в Петербург; с тех пор Россия стала второй родиною Направник В сезон 1862—63 гг., по инициативе К. Направник Лядова, Направник был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом. В 1867 г. Направник был назначен вторым капельмейстером и весьма часто заменял Лядова, а по уходе последнего стал во главе русской оперы. При нем точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Большое участие принимал Направник и в материальном обеспечении служащих. Он продирижировал свыше 3000 оперных представлений и был проводником почти всех новых русских опер, появившихся на русской оперной сцене. Им в первый раз поставлены оперы Кашперова, Кюи, Монюшко, Серова ("Вражья сила"), Даргомыжского ("Каменный гость"), Римского-Корсакова, Сантиса, Мусоргского, Чайковского, Рубинштейна, Фаминцына, Гроссмана, Кюнера, Соловьева и др. В 1869—81 гг. он нес, сверх того, обязанности капельмейстера симфонических собраний Императорского русского музыкального общества. Одно время он был председателем дирекции петербургского отделения Императорского русского музыкального общества; теперь он состоит членом главной дирекции того же общества и почетным его членом. Композицией Направник начал заниматься еще в бытность в Праге, где написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепьяно и симфонию. В 1868 г. с большим успехом поставлена в Петербурге его опера "Нижегородцы", в 1886 г. — "Гарольд", в 1895 г. — "Дубровский". Им написаны, сверх того, два струнных квартета, один фортепьянный, трио для фортепьяно со струнными, большое количество романсов и фортепьянных пьес, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепьяно, народные танцы для оркестра, сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к "Дон Жуану" и проч. Последние две оперы Направник были поставлены также в Праге и Москве.

См. В. Ф., "Э. Ф. Направник" (СПб., 1888); "Очерк" (издание журнала "Баян", 1888), а также статьи во "Всемирной Иллюстрации" (1875), "Ниве" (1876) и "Музыкальном Свете" (1877).

Направник Соловьев.

Смотрии так же...