Наклонение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Наклонение (лат. modus) — особая глагольная форма; выражает тот или другой оттенок (так называемая модальность) действия, означаемого данным глаголом. Модальность действия может быть троякая: 1) логическая, когда в речи обозначается отношение сказуемого к подлежащему: известное действие или состояние (означенное данным глаголом) может быть мыслимо, как признак подтверждаемый, отрицаемый, фактически существующий, возможный, необходимый и т. д.; 2) психологическая, когда обозначается отношение говорящего к речи: говорящий сообщает о чем-либо, спрашивает, восклицает, приказывает или просит, догадывается, опасается, надеется, сомневается и т. д.; 3) социальная, когда в речи отражаются общественные отношения: между равными, низшего к высшему и обратно и т. д., причем сообразно с разницей социального положения связаны и разные способы выражения. Как особая форма, Наклонение гораздо моложе времен. Еще Гейзе ("System der Sprachwissenschaft", Б., 1856) говорил, что " язык раньше выработал времена, чем Наклонение". На это, между прочим, указывает отсутствие настоящих Наклонение в семитических языках, где время и Наклонение неразделимы: несмотря на большое богатство глагольных видов и залогов, мы находим в еврейском совпадение так называемого " первого Наклонение" с verbum perfectivum, а второго — с v. imperfectivum. В санскрите уже наблюдается различение времени от Наклонение, но вполне оно еще не выработалось: некоторые Наклонение свойственны здесь только известным временам, а в других не встречаются. Та же первичная неясность и неразграниченность времени и Наклонение наблюдается и в других индоевропейских языках. Так, например, будущее время, с помощью интонации и данной ситуации (см. Семасиология), может заменять повелительное Наклонение: ты сейчас же сделаешь это! Это понятно, ибо повелительное Наклонение обозначает также действие еще не совершившееся, но имеющее совершиться в будущем. В латинском языке будущее время может заменять желательное Наклонение, например у Теренция: sic me di amabunt, ut me tuarum miseritumst fortunarum. В вопросительно-требовательных ("делиберативных") предложениях латинское сослагательное наклонение (например, quid faciamus) по-гречески переводится изъявительным будущего (τί ποιήσομεν). Немецкое будущее время во фразах вроде: das wird sich so verhalten (это, вероятно, будет так) равносильно H. potentialis и т. д. Как в этих случаях будущее получает значение того или другого наклонения, так в латинском древнее сослагательное наклонение превратилось в будущее время и т. д. Отсюда можно сделать вывод, что первично время и наклонение (как в еврейском) совпадали и лишь впоследствии, с помощью чисто случайных, вероятно, признаков, дифференцировались друг от друга. При этом время господствовало над Наклонение, но уже очень рано употреблялось синтаксически для целей последнего, иногда изменяясь формально. Только тогда и могла выработаться особая семасиологическая категория Наклонение, когда уже возникли формы Наклонение, независимые от временных (ср. Curtius, "Bildung der Tempora und Modi im Griech. und Latein.", Берлин, 1846). Первичное тождество времен и Наклонение сказывается и в том обстоятельстве, что суффиксальные элементы, служащие для образования основ тех и других, нередко тождественны, как, например, тематический суффикс — e—, —o —, свойственный сослагательному и изъявительному Наклонение Неотделимы друг от друга также формы инъюнктива (см.) и изъявительного H. (indicativus). Индоевропейский праязык, в эпоху перед разделением своим на отдельные индоевропейские языки, обладал следующими Наклонение: инъюнктив (см.), сослагательное H. (см.; = лат. conjunctivus), желательное Наклонение (см.; = лат. оptativus) и повелительное Наклонение (см.; = лат. imperativus). H. изъявительное (см.) не есть в сущности настоящее наклонение и образует свои основы с помощью суффиксов, служащих для образования разных специальных времен. Причисляемое к Наклонение неопределенное H. (infinitivus) — также вовсе не Наклонение, а отглагольное имя, в разных падежах. То же надо сказать и о так называемом достигательном Наклонение или супине (см.). Так называемое условное Наклонение санскрита (conditionalis) представляет собой будущее время с аугментом, а прекатив (см.) или бенедиктив разновидность желательного Наклонение (образованного от аориста).

Литература. Wü llner, "Die Bedeutung der sprachlichen Casus und Modi" (Мюнстер, 1827); Herling, "Vergleich. Darstellung der Lehre vom Tempus und Modus" (Ганновер, 1840); N ä gelsbach, "De vera modorum origine" (Эрланген, 1843); Scheuerlein, "Ueber den Charakter der Modi in d. griech. Sprache" (Галле, 1842); Weissenborn, "De modorum apud Latinos natura et usu" (Эйзенах, 1846); Rus én, "Unde notiones modoru m verbi sint repetendae" (Упсала, 1855); L. Tobler, "Uebergang zwischen Tempus und Modus" (Lazarus и Steinthal "Zeitschr. f. V ö lkerpsychologie und Sprachwissenschaft", т. II); A. Bergaigne, "De conjunctivi et optativi in Indoeurop. linguis informatione etc." (П., 1877); Kohlmann, "Ueber die Modi des griech. und des lat. Verbums etc." (Эйслебен, 1883); W. B ü ttner, "Vom Optativus und Conjunctivus" (Швейдниц, 1879).

С. Булич.

Смотрии так же...