Комитет министров

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Комитет министров — в России совещательное учреждение для предварительного обсуждения дел исполнительных, разрешаемых Высочайшей властью; только немногие дела разрешаются собственною властью Комитет министров С кабинетом или советом министров западноевропейских государств Комитет министров министров не имеет ничего общего. Комитет министров министров возник вместе с первым учреждением министерств. Манифест 8 сентября 1802 г. употребляет термин комитет лишь в смысле более тесного собрания совета (непременного или государственного; см.), составленного единственно из министров, для рассмотрения "обыкновенных" дел, тогда как полное собрание совета имело быть созываемо для обсуждения "дел особенной важности". С точки зрения членов "неофициального комитета", выработавшего учреждение министерств, Комитет министров министров представлял собой общее собрание всех министров, на котором, в присутствии государя, должны были подвергаться обсуждению предположения отдельных министров, для "соображения со всеми государственными частями", чем и ограждалось бы единство в направлении и образе действий правительства. Следовательно, Комитет министров министров придавалось тогда то же значение, какое ныне с 1861 г. имеет совет министров (см.). Этим и объясняются слова Сперанского: "Комитет министров не был ни место, ни особое установление — он был только особый образ доклада". На самом деле Комитет министров министров вскоре сделался не только особым установлением, но и "верховным местом Империи". Этому всего более способствовало личное присутствие в Комитет министров императора Александра I, который в 1802—1804 гг. редко когда не посещал его заседаний. Немалое значение имели и частые отлучки государя, на время которых Комитет министров особыми указами предоставлялись чрезвычайные полномочия. Высочайшим повелением 31 марта 1810 г. в состав Комитет министров, который до того состоял лишь из министров, их товарищей (последние до 1808 г. заседали постоянно, а в 1808—1810 гг. — только взамен министров) и государственного казначея, введены, во всех важных случаях, председатели департаментов государственного совета, а председательство предоставлено государственному канцлеру графу Румянцеву, бывшему тогда и председателем государственного совета (до издания этого указа, в заседаниях Комитет министров, происходивших вне Высочайшего присутствия, председательствовали члены его поочередно, начиная со старшего в чине, каждый в течение 4 заседаний). Дела в Комитет министров решались большинством голосов. Сильный доверием и присутствием государя, Комитет министров министров уже с самого начала своего существования занялся разрешением многих вопросов, относившихся всецело к области законодательства; через него прошли указы о свободных землепашцах, постановления о переселенцах и иностранных колонистах, о правах московских старообрядцев, положение о заселении Сибири, новые положения мануфактур-коллегии, главной соляной конторы, экспедиции государственного хозяйства, медицинского совета и т. п., учреждение при министерстве полиции цензурного комитета, уставы многих учебных заведений. Вытеснив из области законодательства непременный совет, Комитет министров министров в сфере управления присвоил себе права сената, оставшегося "правительствующим" только по имени. Ведению Комитет министров министров подлежали тогда даже дела внешней политики, а иногда и вопросы, относившиеся до военных действий. Так, в 1808 г., во время отсутствия государя, Комитет министров министров предписал графу Буксгевдену прекратить перемирие, заключенное им со шведами, и двинуть корпус генерала Тучкова к Улеоборгу. Весьма важные функции принадлежали Комитет министров министров и в области финансов: он ведал горное, соляное и лесное дело, сельское хозяйство, торговлю и промышленность, разрешал вопросы денежного обращения и кредита. Особому попечению Комитет министров министров вверялись, на время отсутствия государя, дела высшей полиции по охранению всеобщего спокойствия и меры по обеспечению народного продовольствия; но и в присутствии государя Комитет министров ведал эти отрасли управления. Он рассматривал дела о народных и особенно крестьянских волнениях, столь частых в ту эпоху. Придерживаясь правила строго наказывать зачинщиков беспорядков, Комитет министров вместе с тем признавал необходимым выяснять самые причины, вызывавшие неповиновение крестьян, причем неоднократно оказывалось, что беспорядки обуславливались непосильным отягощением крестьян работой. В таких случаях Комитет министров обыкновенно постановлял или отобрать имение помещика в казну, или ограничить повинности крестьян в пользу помещика. В руках Комитет министров сосредоточилось и высшее заведование почтой, путями сообщений, благотворительными и богоугодными заведениями, определение и увольнение чиновников, назначение им пенсий, пособий и наград. Даже духовные дела Комитет министров министров, минуя св. синод, привлекал к своему рассмотрению; так, в 1803 г. им обсуждался вопрос, каким образом исправлять уклоняющихся от исповеди и причастия. В сфере уголовного суда Комитет министров иногда действовал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, или в качестве ревизионной инстанции, требуя к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, еще не законченных в низших инстанциях; иногда, преимущественно в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к сенату, принимая жалобы частных лиц на его решения. Столь ненормальное положение Комитет министров вызывало нарекания со стороны не только принципиальных противников министерского управления, как Карамзин и Трощинский, но и графа Сперанского. Император Александр I также пришел к убеждению в необходимости реформы. В основу нового учреждения министерств 1811 г. легло стремление сделать средоточием государственного управления правительствующий сенат и самые министерства превратить в составные его части; Комитет министров министров предполагалось упразднить совершенно. Но преобразование сената не осуществилось, а между тем Сперанский был удален. К этому присоединились чрезвычайные обстоятельства военного времени, побудившие императора Александра I, перед отбытием в армию, утвердить 20 марта 1812 г. первое учреждение Комитет министров министерств, которое осталось основой ныне действующего законодательства (Свод Законов, т. I, ч. 2, изд. 1892 г.). Указ 20 марта 1812 г., облекая Комитет министров министров временными чрезвычайными полномочиями (такие же полномочия предоставлялись Комитет министров министров на время отсутствия государя из столицы и с 1816 по 1825 гг. ежегодно, за исключением 1821 г.), той частью своей, которая касалась постоянных функций Комитет министров, вводил деятельность его в более или менее определенные пределы, а учреждение государственного совета 1810 г. объявило совет средоточием всех представлений по законодательной части. В действительности, однако, грань, отделяющая управление от законодательства, никогда не была неприкосновенной. В одни эпохи — в большей, в другие — в меньшей степени Комитет министров министров принимал прямое участие в разрешении вопросов чисто законодательного свойства. Во вторую половину царствования Александра I Комитет министров министров сохранил первенствующее место между другими установлениями. С 1812 г. отдельные доклады министров государю сократились; взамен того ежегодно возрастают доклады Комитет министров, через который восходили к государю и рапорты сената, не только по административным, но и по судебным делам. Деятельность Комитет министров за эту эпоху, до издания журналов его, не может быть выяснена с такой же детальностью, как за предшествовавшие 1802—1812 гг.; но о значении его свидетельствует уже один тот факт, что с 1816 г. и до самой кончины Александра I "для доклада и надзора по делам Комитет министров" состоял Аракчеев. В то время государь лично не посещал заседаний Комитет министров, но не переставал внимательно следить за ходом дел его. О сохранении Комитет министров министров своего прежнего первенствующего значения свидетельствует и записка Сперанского, представленная им в секретный комитет 6 декабря 1826 г. ("Архив исторических и практических сведений" Калачова, 1859 г., кн. III) и побудившая комитет этот признать "пользу и даже необходимость преобразовать Комитет министров министров и соединить его с 1-м департаментом сената" ("Сборник Русского Исторического Общества", т. LXXIV, стp. 62). Это предположение не осуществилось. Из позднейших узаконений, относящихся до Комитет министров министров, лишь немногие опубликованы и вошли в полное собрание законов. В царствование Николая I сокращается количество дел, поступающих в Комитет министров, причем отдельным министрам предоставляется большая самостоятельность (указы 3 мая 1829 и 6 мая 1831 г.). Дальнейшее сокращение числа дел, вносимых в Комитет министров, с упрощением порядка производства их и расширением власти отдельных министров, состоялось в 1866 г. С другой стороны расширялась как компетенция Комитет министров министров, так и круг дел, разрешаемых собственной властью его. В 1826 г. повелено было вносить на рассмотрение Комитет министров министров приговоры военного суда над крестьянами, неповинующимися помещикам и властям, в тех случаях, когда к ссылке или телесным наказаниям присуждалось более 9 человек. С 1838 г. приговоры уголовных палат по делам о совращенных из православия вносились на ревизию в Комитет министров министров, причем единогласные постановления Комитет министров приводились им в исполнение собственной властью; тот же порядок соблюдался и по отношению к делам о раскольниках и о святотатстве. В 1842 г. постановлено было вносить на ревизию в Комитет министров министров и приговоры судов по делам об обработке медной монеты под золото и серебро (до выработки нового Уложения, в видах смягчения наказания; та же цель имелась в виду и при передаче на ревизию Комитет министров министров дел о святотатстве). Со времени издания Судебных Уставов 1804 г. судные дела более не поступают в Комитет министров министров. В 1867 г. Комитет министров министров предоставлено собственной властью разрешать дела об отклонении земских ходатайств, а в 1872 г. та же власть предоставлена ему по отношению к делам о предварительном задержании и запрещении выпуска в свет книг и периодических изданий. Наконец, при пересмотре земского (1890) и городового положений (1892), Комитет министров министров предоставлены чрезвычайно важные и обширные функции по надзору за местным самоуправлением (см. Город и Земские учреждения).

Состав Комитет министров министров. С 1812 г. членами Комитет министров министров стали назначаться Высочайшей властью и посторонние лица (впервые вице-адмирал Шишков); при Николае I установился обычай назначать членом Комитет министров наследника престола. В настоящее время Комитет министров состоит из членов по должности (председатели департаментов государственного совета, министры и главноуправляющие отдельными частями на правах министров, за исключением обер-прокурора св. синода, а с 1894 г. — и государственный секретарь, в качестве главноуправляющего кодификационной частью) и членов посторонних. Число последних обыкновенно незначительно (4—5); если даже к ним прибавить председателя Комитет министров министров и трех председателей департаментов государственного совета, то и тогда число членов Комитет министров, стоящих вдали от текущего государственного управления, не превысит 8—9 человек, между тем как министров и главноуправляющих, пользующихся правами министров, насчитывается теперь 14 человек. Это преобладание министров усиливается еще тем, что министр, не имея возможности быть в Комитет министров, заменяет себя своим товарищем, другие же члены никем заменяемы быть не могут. В случае надобности Комитет министров имеет право пригласить для объяснений всякого начальника какого-либо присутственного места. По делам православного духовного ведомства с 1835 г. обязательно приглашается для объяснений обер-прокурор св. синода; впрочем, Комитет министров П. Победоносцев лично состоит членом Комитет министров По делам железнодорожным председатель Комитет министров может приглашать в присутствие Комитет министров сведущих лиц, по своему усмотрению. Первым председателем Комитет министров министров, после издания учреждения 1 8 12 г., назначен был граф Н. И. Салтыков, состоявший в то же время и председателем государственного совета. Соединение в одном лице председательского звания в Комитет министров министров и государственном совете продержалось до 1865 г., когда за князем Гагариным, бывшим до тех пор председателем и в совете, и в Комитет министров, сохранено было председательство только в последнем. С тех пор должности председателей Комитет министров и совета более не соединяются, но председатель государственного совета назначается членом Комитет министров После князя Гагарина должность председателя Комитет министров министров последовательно занимали: граф П. Н. Игнатьев (с 1872), граф П. А. Валуев (с 1877), M. X. Рейтерн (с 1881) и Н. X. Бунге (1887—95).

Компетенция Комитет министров министров, по действующему законодательству, слагается: 1) из текущих дел по всем частям министерского управления и 2) из дел, которые законом в особенности присвоены рассмотрению Комитет министров Первая группа дел определяется степенью власти, необходимой для их разрешения. Согласно ст. 177 учреждения министерств (т. I, ч. 2 Свода Законов, изд. 189 2 г.), в Комитет министров министров вносятся такие исполнительные дела, которые требуют Высочайшего разрешения, т. е. "вообще все предметы управления, предполагающие новый распорядок или дополнение правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде правительством принятых и Высочайше утвержденных". К делам, в особенности подлежащим рассмотрению Комитет министров, согласно ст. 26 учреждения Комитет министров министров и другим узаконениям, принадлежат, между прочим (кроме упомянутых выше), дела, относящиеся до общего спокойствия и безопасности; дела о народном продовольствии; утверждение уставов акционерных компаний без предоставления им особых преимуществ или привилегий; дела о пожертвованиях, особенно заслуживающих Высочайшего внимания или требующих изменения в своем назначении; дела по охранению и распространению православия; заключения финляндского генерал-губернатора о делах великого княжества, имеющих тесную связь с прочими частями Империи, когда генерал-губернатор найдет нужным рассмотрение их в Комитет министров министров и когда при этом не требуется изменения действующих в Финляндии законов (с 1834 г. записки финляндского генерал-губернатора рассматриваются Комитет министров не иначе, как в личном его присутствии); выговоры губернаторам и губернским правлениям, по представлениям министров и определениям сената; установление порядка и срока представления и формы всеподданнейших губернаторских отчетов и обсуждение мер к исполнению последовавших по этим отчетам Высочайших замечаний; установление дворянских складок, не принятых единогласно (см. Дворянство); пересмотр в известных случаях решений советов по железнодорожным и тарифным делам (см.). Железнодорожные дела, возникающие вследствие отдачи железных дорог частным предпринимателям или обществам, с правительственной гарантией, субсидией или иным пожертвованием из средств казны, с 1891 г., в виде опыта, рассматриваются в соединенном присутствии из Комитет министров министров и департамента государственной экономии государственного совета, под председательством председателя Комитет министров министров; заключения этого соединенного присутствия представляются на Высочайшее усмотрение.

Степень власти Комитет министров министров определяется общим правилом, в силу которого "никакое заключение Комитет министров не приводится в исполнение, пока оно не удостоено Высочайшего утверждения". Из этого правила допущены исключения: Комитет министров министров предоставлено решать собственной властью, между прочим, дела об отклонении земских ходатайств и о воспрещении выпуска в свет вредных изданий (ср. Н. М. Коркунов, "Русское государственное право", т. II, стр. 126, СПб., 1893). Комитет министров министров сам по себе не имеет никакой исполнительной власти, и приведение в исполнение положений своих предоставляет министрам по принадлежности. Комитет министров не имеет и права инициативы: на его рассмотрение дела поступают или по представлениям министров, или по особым Высочайшим повелениям. Дела приготовляются к докладу в канцелярии Комитет министров министров, состоящей под начальством управляющего делами Комитет министров министров. Управляющий делами Комитет министров занимает по отношению к Комитет министров такое же положение, как государственный секретарь — по отношению к государственному совету. Должность эта учреждена в 1812 г.; ее последовательно занимали: Ив. Ф. Сухопрудский, Н. И. Бахтин (с 1838 г.), В. Я. Ханыков (с 1844 г.), В. П. Бутков (с 1851 г.), Ак. П. Суковкин (с 1853 г.), Ф. П. Корнилов (с 1861 г.), М. С. Каханов (с 1875 г.), Н. П. Мансуров (с 1881 г.) и А. Н. Куломзин (с 1883 г.). В заседаниях дела обыкновенно докладываются начальником того отделения, где они были подготовлены, причем управляющий делами Комитет министров представляет необходимые объяснения. Заключение Комитет министров, принятое единогласно или большинством голосов, вносится в журнал, в котором, независимо от особых мнений, отмечаются сокращенно и все мнения, которые кто-либо из членов записать пожелает. Журналы Комитет министров представляются на Высочайшее утверждение управляющим делами Комитет министров, в подлинниках. Высочайше утвержденные заключения Комитет министров, в случае надобности, обнародуются, в форме Высочайше утвержденных положений Комитет министров министров.

Ср. Богданович, "История царствования Александра I" (т. I, СПб., 1869, приложение, стр. 73 — суждения "неофициального комитета" о способе доклада дел министрами государю); "Журналы Комитет министров министров 1802—1826 гг." (т. I-II, СПб., 1889—91); А. Ермолов, "Комитет министров министров в царствование императора Александра I" (СПб., 1891 — отдельный оттиск предисловия ко II тому предыдущего издания); В. Латкин, "Комитет министров министров в начале царствования императора Александра I" ("Юридический Вестник", 1889, № 9); Н. Коркунов, "Комитет министров министров, как орган надзора за земскими учреждениями" ("Юридическая Летопись", 1890, № 12; замечания по поводу этой статьи в "Юридической Летописи", 1891, № 1 и во внутренних обозрениях "Вестника Европы", 1891, №№ 2 и 3).

А. Я.

Смотрии так же...