Николаев, Ю.

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НИА
НИБ
НИВ
НИГ
НИД
НИЕ
НИЖ
НИЗ
НИЙ
НИК
НИЛ
НИМ
НИН
НИО
НИП
НИР
НИС
НИТ
НИФ
НИЦ
НИЧ
НИШ
НИЩ
НИЯ

Николаев, Ю.

— псевдоним, под которым был известен Юрий Николаевич Говоруха-Отрок. Род. в середине 1850-х годов на юге России, в состоятельной дворянской семье, учился в одной из Харьковских гимн., но курса не кончил. В 1874 г. он примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился впоследствии по так наз. "процессу 193". Просидев в тюремном заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнале "Мир" и газете "Южный Край". К этому времени он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) — рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, № 11) и в особенности "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) — были апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum'a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русс. Мысль", давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяких комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестн. Европы" 1882 г. появились два рассказа Николаев: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Николаев в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это повело к враждебному по отношению к Николаев инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском унив. беспорядками. С тех пор все статьи Николаев в "Южном Kpaе" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х гг., с "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отеч. Зап.", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Николаев К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Николаев был приглашен редакцией "Моск. Вед." вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдала он вел до самой смерти своей, в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Рус. Обозр." и "Рус. Вестн." (под псевд. Ю. Елагин). Часть их вышла отдельн. книжками: "В. Г. Короленко" (1893), "Последние произведения гр. Л. Николаев Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московск. периода деятельности Николаев гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими " журналами носит по преимуществу принципиальный характер. С большими увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Николаев был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образования, но всегда писал с предвзятой целью — показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, напр., его этюд о В. Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого критика. Во всем творчестве Тургенева Николаев видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в души Тургенева. Николаев вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русскую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа — православием. В сфере государственности Николаев считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Николаев любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические выходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х гг. Ближе всего Николаев примыкает к направлению Николаев Николаев Страхова в последние годы его жизни.

Ср. "Рус. Обозрение" (1896. №№ 8 и 9) и "Отеч. Записки" (1883).

С. В.

Смотрии так же...