Либерализм

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЖ
ЛИЗ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ
ЛИЭ
ЛИЯ

Либерализм — в политике так называется направление, противоположное консерватизму (см.); в философии и религии он противополагается ортодоксальности (редко, например у Бокля, встречается термин иллиберализм). Это слово происходит от латинского liber, свободный. Либерализм в общем есть стремление к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества, а также к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых церковью, традицией и т. д. Хотя слово Либерализм входит в употребление (и связанное с ним понятие усваивается обществом) лишь в XVIII в., а общераспространенным делается лишь в XIX в., но либеральные стремления можно найти уже в глубокой древности. С образованием древнего государства, основанного на рабстве, а иногда и на более или менее тираннической власти царей, появляются люди или группы людей, протестующие в той или другой степени, но сознательно, против этих общественных устоев. Так, например, в словах Гемона, Креонова сына (в "Антигоне" Софокла) выставлена целая либеральная теория общественного строя, а Прометей у Эсхила является олицетворением человеческого разума, протестующего против стеснений как религиозных, так и политических. Древний политический Либерализм, не только не отрицавший рабства, а строивший на нем, был (с современной точки зрения) односторонним, тем более, что он вовсе не отстаивал прав личности (см. Демократия). Философским Либерализм в древности запечатлены учения многих школ, значительно отступавших от начал господствовавшей религии. В средние века печатью Либерализм отмечены главным образом религиозные течения. Направляясь в действительности против могущества папства и католической церкви, они по форме являются чисто рационалистическими, отвергая догматы католической религии и отстаивая свободу человеческого ума в поисках за истиной против духа авторитета, которым проникнут католицизм. Великий переворот, произведенный реформацией, в этом смысле был либеральным, хотя одним из его последствий было усиление власти светских правителей. Развитие абсолютизма направило Либерализм в сторону чисто и явно политическую, хотя рядом с этим, ввиду тесных связей абсолютизма с различными церквами, в том числе и протестантскими, значение Либерализм в области философии не только не прекратилось, но даже усилилось. В течение XVI-XVIII в. Либерализм, защищаемый по преимуществу буржуазией, которая вела борьбу с монархией и аристократией за свободу труда и производства, за равенство всех перед законом, за участие народа в делах управления, был учением чисто демократическим. Наиболее ярким, хотя и не крайним выразителем духа Либерализм в XVIII в. был Вольтер. В чисто политической области ярко либеральным являются также "Esprit des lois" Монтескье и (в еще более узкой сфере) знаменитая книга Беккариа, а в области экономической — "Богатство народов" Адама Смита. Либерализм у Монтескье носит отпечаток еще несколько аристократический; он не признает полного равенства людей и отстаивает в деле управления государством преимущественные права некоторых общественных классов. Более крайний Либерализм, связанный с демократизмом (см.), нашел свое выражение в американской и позднее во французской революции, преимущественно в "декларации прав" (см.). В экономической сфере выработалась известная формула: laissez faire, laissez passer (см.). В XIX в. либеральные идеи стали гораздо глубже и распространились значительно шире. В области философии и религии Либерализм стремится предоставить человеческому уму полную свободу, требуя в связи с этим свободы совести и свободы слова; в области государств. устройства Либерализм отстаивает конституц. порядки против абсолютизма, местное самоуправление против централизации, свободу личности против полицейской опеки, равноправность женщины, отмену сословных привилегий, участие народного элемента в отправлении правосудия, равномерное распределение податного бремени (одно из обычных требований Либерализм — прямой подоходный налог). В области экономической Либерализм в его чистом виде является противником стеснений свободы торговли (следовательно, фритредерским) и свободы труда (следовательно, противником фабричного законодательства). Однако, вследствие сложности общественной жизни господство этого идеала в полном объеме невозможно, и потому с Либерализм случилось то же самое, что и с консерватизмом, т. е. возникли учения, вполне либеральные в одном отношении и враждебные Либерализм в другом (особенно часто совмещается Либерализм в философии с консерватизмом в политике — Штраус, Тэн и мн. др.); в самом идеале Либерализм появились поправки, дополнения, и как неизбежное следствие — противоречия. Рядом с консерватизмом у Либерализм явился новый противник — демократизм, уже в XVIII веке, напр. в сочинениях Руссо, значительно отступавший от чистого Либерализм, а в XIX в. вылившийся в форму социализма, который воспринял главные положения Либерализм, пополнив их отрицанием личного права собственности вообще (коммунизм) или на орудия производства. В борьбе с этим противником Либерализм принял новые формы; местами (Бельгия, Австрия) под его знаменем стоят люди, в борьбе с демократией дошедшие до отрицания всеобщего голосования и других, еще недавно (1848) основных положений Либерализм Местами (Франция) Либерализм стремится сохранить неприкосновенным свое знамя, хотя это ему плохо удается; там он является учением чисто буржуазным. Сводя роль государства к возможному минимуму, он в теории сближается с анархизмом, но на практике, протестуя против многих демократических мероприятий (обязательного обучения, фабричного законодательства и т. п.), является консервативным. В литературе наиболее типичным представителем Либерализм подобного рода является англичанин Г. Спенсер, особенно в книге "The man versus the state". Иногда Либерализм (или его крайняя форма, радикализм) идет на уступки демократизму или социализму, и, отказываясь от своего взгляда на задачи государства, от формулы laissez faire, laissez passer, сохраняет до некоторой степени свой прежний демократический характер. Ср. Rudel, "Geschichte des Liberalismu s " (Кобленц, 1890; касается только Германии).

И. В-ов.

Смотрии так же...