Киффгейзер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Киффгейзер (Kyffhä user) — почти изолированная, покрытая красивым лиственным лесом гряда гор в Тюрингии; ниспадает на север круто, на юге постепенно переходит в Северно-тюрингенское нагорье; глубокая долина делит ее на две части. На северном главном хребте Киффгейзер находятся две знаменитые развалины: на западной оконечности, над Кельброй, Ротенбург (на высоте 439 м), на восточном угловом возвышении, над Тилледой — известный рядом мифологических сказаний замок Киффгаузен (на высоте 470 м), долго служивший, особенно в XII в., спорным пунктом между императорами и мятежными тюрингенцами. В начале XVI столетия Киффгаузен был уже в развалинах. Гораздо более, чем историей, Киффгейзер прославлен немецкими народными преданиями о живущем здесь в подземном помещении императоре Фридрихе Барбароссе, который спит уже много столетий внутри горы, вместе со своей верной дружиной, ожидая веления судьбы выйти снова на свет и помочь своему народу. Иногда, говорит предание, он просыпается, спрашивает случайно попадающих к нему посетителей, по-прежнему ли вороны летают над горой, и по получении утвердительного ответа, засыпает снова. Тюрингенские народные сказки много рассказывают о случаях, когда скрывающийся в недрах горы помогал бедным пастухам и крестьянам или наказывал дерзких насмешников, осмеливавшихся оскорблять его и не верить в его могущество. Происхождение этой легенды, прежде всего, подверг тщательному исследованию немецкий ученый Георг Фойгт (Voigt), в 1871 г. Первоначально легенда образовалась вокруг Фридриха II Гогенштауфена, внезапной смерти которого не хотели долгое время верить ни друзья, ни враги его. В XV в., в преданиях, Фридрих II временно смешивается с легендарным пресвитером Иоанном (см.); в этом же веке сага окончательно локализируется на Киффгейзер Страстная борьба духовной власти со светской при Фридрихе II мало-помалу сглаживается в памяти народа, и на смену внуку в преданиях, связанных с Киффгейзер, является дед, Фридрих Барбаросса, могучий представитель императорской власти, менее отчужденный от народа, притом погибший и похороненный вдали от родины. Благодаря получившей широкое распространение в народе песне Фр. Рюккерта (1816 или 1817), в настоящее время последний тип легенды о Киффгейзер сделался господствующим. А. Н. Веселовский, подвергнув сравнительному исследованию легенду о возвращающемся императоре, нашел ряд схожих со сказанием о Киффгейзер рассказов в других литературах. Особенное значение имеет византийская легенда, основывающаяся на так называемых Мефодиевских Откровениях. В этих легендах возвращающийся император должен появиться с востока, из страны измаильтян; победив врагов, он воцарится и водворит повсюду тишину и благоденствие. По русской редакции Откровений, вернувшийся император воцарится в Иерусалиме и будет последним царем, который на Голгофе сложит свой венец на кресте. По выводам Веселовского, сказание о скрывающемся императоре, популярное в Германии и небезызвестное в Византии, выработалось в непосредственной связи с псевдографическими откровениями и эсхатологиями, образчики которых имеются у Мефодия, в "Пророчествах Сивиллы", в "Видениях Даниила" и т. п.

См. А. Н. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1875, № 5). Из обширной немецкой литературы главнейшие сочинения: С. Duval, "Die Bergvesten Kyffhausen und Rothenburg"; Georg Voigt, "Die deutsche Kaisersage" ("Sybels Histor. Zeitschrift", 1871, т. XXIV); K. Meyer, "Die ehemalige Reichsburg Kyffhausen" (Нордгаузен, 1877); Ernst Koch, "Die Sage vom Kaiser Fri edrich im Kiffhä user" (Гримма, 1880; с дополнениями, Лейпциг, 1886); О. Richter, "Das deutsche Kyffh ä userbuch" (Эйслебен, 1876); Baltzer, "Das Kyffh ä usergebirge" (Рудольштадт, 1882). Многие немецкие поэты, кроме Рюккерта, пользовались сказанием о Киффгейзер: М. Шенкендорф, Г. Гейне (в "Германии"), Велькер и др.

А. М. Л.

Смотрии так же...