Кисти

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Кисти (малярные и для живописи) — делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных. Для малярного дела служат Кисти из щетины 2-го сорта, более мягкой и подвергаемой некоторой отделке; для живописи масляными красками идет щетина еще более отделанная, для сравнительно жестких щетинных кистей, и мягкие хвостовые волоски (см. ниже) — для кистей мягких; для акварельной живописи — особенно мягкие и нежные волоски. Отделка щетины состоит в белении, так называемом печении и шлифовании. Для отбелки моют светлую щетину в теплом растворе мягкого мыла, потом в холодной воде и оставляют на 2—3 дня в насыщенном водном растворе сернистой кислоты. Желтоватая щетина отбеливается и на солнце (влажная, под стеклом), но русская щетина не поддается такой обработке. Для придания упругости щетине и другим волосам для кистей — их связывают в пучки, около 2½ см толщины, и кладут в нагретую до 60° Ц. золу, насыпанную в невысоком железном ящике. Их вынимают минут через 15 лежания, причем и внутренние части пучков должны прогреться до того, чтобы ладонь руки едва могла выдержать прикосновение к ним. Шлифуют щетину только для лучших Кисти Пучки, приготовленные уже для Кисти, утрясают каждый отдельно, чтобы концы были ровны, обмакивают в жидко разведенную глину и оставляют затем сохнуть 1—2 дня. Шлифуют концы на большом, плоском куске пемзы или острозернистого песчаника; во время этой работы глина сама собой высыпается. Затем пучок (выровненный), слегка связанный ниткой, вклеивается концом, противоположным выровненному, в оправу при помощи расплавленного черного вара. Деревянные палки (ручки) заостренным и подрезанным в виде копья концом втыкаются в пучок, который после того крепко обматывается и обвязывается нитками, иногда покрываемыми столярным клеем. Кисти вправляются иногда в жестяные кольца, иногда в дерево (французские). Малярные Кисти в кольцах у нас сортируются по величине на фунтовые, трехчетвертные, полуфунтовые и четвертьфунтовые. Трафаретные Кисти вделываются в длинную жестяную оправу, снабжаемую деревянной палочкой.

В. Л.

Кисти для живописи масляными красками, щетинные, круглые и плоские, делаются из лучшей мягкой обработанной щетины; щетина при одной и той же ширине Кисти бывает длинная или короткая; круглые Кисти имеют конический конец: это достигается тем, что натуральные концы щетинок тоньше, чем их основания. Эти концы не должны быть срезываемы, так как срезанные щетинки оставляют при употреблении Кисти след и портят мазок. То же самое надо заметить про плоские Кисти, в которых ширина верха равна основанию и Кисти имеет вид лопаточки. Некоторые фабриканты приготовляют плоские щетинные Кисти такой формы, что с одного края щетинки ниже, чем с другого, или же они располагаются зубчато. Это делается с целью облегчить в некоторых случаях технику живописи; однако, форма этих Кисти, после непродолжительного их употребления, изменяется, и Кисти перестает удовлетворять своему назначению. Круглых и плоских Кисти фабрикуется до 20 номеров тех и других; очень узкие приготовляются не из свиной щетины, а из козьего волоса. Очень широкие плоские Кисти (до 5 дюймов ширины) употребляются для покрытия картин лаком. Кроме щетинных Кисти, а именно плоских, которые наиболее употребительны в масляной живописи, служат для той же цели, если требуется более гладкая и слитная или очень мелкая работа, еще мягкие Кисти из куньего и колонкового волоса, красноватого или коричневого цвета; круглые делаются 18 различных величин, плоские — 12—18 величин, т. е. до 18 мм ширины. Делаются также мягкие Кисти из волосков белки, ихневмона (Meloncillo) и козьего волоса. Названные Кисти служат для накладки красок, для стушевывания же употребляются так называемый флейцы, Кисти конической формы (расходятся волоски конусом) или плоские; флейцы делаются барсуковые и хорьковые, последние не такой большой величины, как первые, которые вверху достигают ширины 10 см.

Кисти для акварельной живописи требуют наилучшего материала и приготовление их должно быть наиболее тщательным. На эти Кисти идут волосы с хвостов беличьих (Squirllor, "Camel" [Camel — верблюд; хотя некоторые Кисти носят обыкновенно название верблюжьих во всех английских прейскурантах, но неизвестно, употребляется ли верблюжий волос для этой цели.]) и собольих; последние — очень высокой цены (большая кисть стоит 15 франков, а в Лондоне — 1 фунт стерлингов); реже употребляется куница рыжая и коричневая. Для живописи на фарфоре служат кисточки хорьковые, тонкие заостренные беличьи, длинные и тонкие — беличьи. Кисточки приготовляются следующим образом ("Encyclop é die Roret." Coloriste, 1856). Волос, употребляемый для Кисти, должен быть лишен жира, так как иначе Кисти, из него сделанная, не могла бы хорошо смачиваться водой. Для этого выбирают лучшие хвостики названных животных и моют их в квасцовой воде или даже иногда в слабом растворе едкого кали или натра, после чего погружают их в тепловатую чистую воду на сутки; если вода слишком горяча, то волос портится и поправить его хлопотливо. Вынутый из воды волос кладут на чистое полотно и расчесывают очень частым и нежным гребешком, перекладывают на другой холст, где волос должен высохнуть, после чего его подрезывают у самой шкурки и снимают пучками. Эти пучки помещаются в маленькие жестяные цилиндрики с плоским дном, основаниями волосков книзу; постукивая слегка стаканчиком о стол, способствуют всем волоскам основаниями стать на дно. После этого выбирают сначала самые длинные, равные между собой волоски и составляют из них особый пучочек, потом из оставшихся выбирают самые длинные, которые короче первых, и таким образом составятся несколько пучков различной длины. Когда в пучке набралось материалу достаточно для одной Кисти, то его опять помещают в жестяной цилиндрик, но уже тонкими концами вниз, и опять постукиванием приводят волоски в порядок и обвязывают верхнюю часть пучка ниткой; если все сделано правильно, то получается Кисти, которую надо с корня обрезать вровень и вставить в распаренное лежанием в горячей воде перо (гусиное, лебединое, орлиное). В хорошо сделанной кисточке верхние концы сходятся (см. выше), представляя острую вершину, когда Кисти смочена водой; в плохой Кисти образуется несколько вершин или вся Кисти не держится прямо, а искривляется. Эта фабрикация трудная: вполне хорошие Кисти удаются редко. Вместо очень тонких Кисти иные художники употребляют, как для акварели, так и для масляных красок, маленькие острые перышки из бекасового хвоста. Французские кисти (лионские) пользуются особой известностью, английские бывают тоже хороши, но дороги. Фабрика Менье в Мюнхене, существующая более 50 лет, есть одна из самых значительных в Германии. Материал для флейц и мягких Кисти берется от следующих животных: обыкновенный барсук (meles t axus), американский барсук (meles labradorius), хорек (Iltis), белка [Кисти беличьи в немецкой фабрикации называются вообще Haarpinsel.], лесная куница (mustela martes), колонок (mustela sibirica), американский соболь (mustela americana, франц. Martre, нем. M arder, англ. Sable), выдра (lutra vulgaris) [Fischotter — по-немецки, отсюда и название этого сорта Кисти — Fischpinsel], ихневмон или фараонова мышь (herpestes ihneumon), мелончилло или мелон (herpestes widdringtonii) [Животное, очень близкое к ихневмону и водящееся в Испании; за ним охотятся ради хвостовых волосков, идущих на кисти.]. В русских каталогах показан еще тюлень, чего нет в иностранных; может быть, это неверное название выдры, хотя, впрочем, и молодые тюлени имеют мягкий волос. Кисти употреблялись, вероятно, очень давно; на одной помпейской картине изображен человек, который чистит щеткой сукно, а производство Кисти произошло из щетинного, щеточного. Однако энкаустика (см.) древних, по-видимому, не нуждалась в кистях. В сочинении Ченнани (1437) описывается выделка Кисти из хвостиков, их выварка, связывание и вставка в перья орлиные, гусиные, куриные или голубиные. Щетинные Кисти также были известны в XV столетии. Больцен (1522) описывает делание Кисти (Bensel) из беличьих хвостов. Герард Доу (1613—1675) сам приготовлял себе не только краски, но и Кисти Во времена Ван Эйка все художники делали себе Кисти и краски.

Уход за Кисти Кисти для масляной живописи служат недолго, и потому художникам приходится часто пополнять свой набор Кисти Если Кисти в работе ежедневно, то по окончании дня можно их слегка обмывать в каком-нибудь не сохнущем масле (например, сезамном или сурепном) и потом, обмокнув их в чистое масло, положить до следующего дня. На другой день, выжав тряпкой масло, обмокнуть в высыхающее масло (например, маковое) и еще раз выжать, а затем уже брать ею краски с палитры. Подобным же образом, если требуется очистить Кисти во время работы, надо ее слегка вымыть в маковом масле и обтереть. Если работа прекращается на несколько дней и далее, то Кисти надо сперва вымыть в каком-либо масле, потом в керосине, затем в мыльной теплой воде и в чистой воде. Флейцы не надо мыть в масле, а только в мыльной воде и затем в чистой. В недавнее время стали делать для механической чистки Кисти приборы, состоящие из двух круглых щетинных щеток, которые могут вращаться на осях. Щетки касаются окружностями; Кисти помещают между ними и, вращая щетки, очищают ее от краски. Аппарат находится в ящике, куда наливается вода сначала мыльная, потом чистая. Акварельные Кисти надо мыть в нескольких водах, в особенности после некоторых красок, которые упорно держатся в корнях волосков, затем Кисти надо дать правильную форму и положить ее высохнуть. Хорошо сохраняемая Кисти служит очень долго.

Ф. Петрушевкий.

Смотрии так же...