Кирхманн

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Кирхманн (Юлий v. Kirchmann, 1802—1884) — немецкий философ и публицист, служил в Пруссии по судебному ведомству; в 1848 г. избран в прусское национальное собрание, где примкнул к левому центру. В 1867 г., за речь, произнесенную им в собрании берлинского союза рабочих: "Ueber den Kommunismus der Natur" (3 изд., Гейдельберг, 1882), уволен от судебной службы без пенсии. В прусской палате депутатов (с 1861 г.) и германском рейхстаге (1871—76) принадлежал к партии прогрессистов. Наиболее замечательные труды Кирхманн по юридическим вопросам: "Das preuss. Civilprocessgesetz" (Берлин, 1847), "St rafgesetzbuch fü r den Norddeutschen Bund" (Эльберфельд, 1870) и "Die Wertlosigkeit der Jurisprudenz als Wissenschaft" (Б., 1848). Философские труды Кирхманн: "Philosophie des Wissens" (т. I, Б., 1864); "Ueber Unsterblichkeit" (Б., l865); "Aesthetik auf realistischer Grundlage" (Б., 1868); "Die Grundbegriffe des Rechts und der Moral" (Лейпциг, 1873); "Katechismus der Philosophie" (Лейпциг, 1877; 2 изд., 1881); "Die Lehre vom Wissen als Einleitung in das Studium der Philosophie" (4 изд., Гейдельберг, 1886). Издал сборник: "Philosophische Bibliothek" (Лейпциг, 1868—83), в котором помещены, с его комментариями, главные сочинениями древних и новых философов (Аристотель, Бэкон, Гроций, Юм, Лейбниц, Спиноза, Кант).

Кирхманн развивал реалистическую систему, которую противополагал как материализму, отрицающему знание и видящему в нем только обособление бытия, так и идеализму, отрицающему бытие и рассматривающему его только как обособление знания. Бытие и истинное знание по своему содержанию тожественны и только по форме, обнимающей это содержание, различны. Не мышление, а восприятие есть тот процесс в представлении, который переводит содержание сущего в знание. Мышление есть или только повторение, отделение и связывание воспринятого содержания, или процесс отношения. Кирхманн принимает два основных закона истины: 1) то, что воспринято, есть и 2) то, что воспринято, но противоречит (себе или другому истинному, познанному ранее), не существует. В душе есть также представления, которые не представляют образа сущего; это так называемые отношения — не, и, или, равно, число, все, целое и часть, причина и действие, субстанция и случайность и т. д. Этику и философию права Кирхманн обосновывает на авторитете. Единственные двигатели человеческой деятельности — чувства удовольствия и уважения, причем под последним Кирхманн разумеет то, что в общежитии называется "совестью". Первое указывает желательное, второе — должное. Чувство уважения может быть внушено только авторитетом (божество, государь, народ, отец) и влечет для человека только обязанности; права являются продуктом взаимодействия уважения и удовольствия. Первое освящает то, к чему стремится второе. Таким образом, праву дается только психологическое объяснение, значение же социальных факторов совершенно игнорируется.

В России последователем Кирхманн в области философии права был П. Л. Карасевич (см.), развивший свои воззрения в сочинении о Гербарте. О Кирхманн см. ст. Лассона и Мейнеке в "Philosophische Vortr ä ge" (Neue Folge, 9 Heft, Галле, 1885).

Смотрии так же...