Кирилл, епископ иерусалимский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КИА
КИБ
КИВ
КИГ
КИД
КИЕ
КИЖ
КИЗ
КИЙ
КИК
КИЛ
КИМ
КИН
КИО
КИП
КИР
КИС
КИТ
КИУ
КИФ
КИЧ
КИШ
КИЯ

Кирилл, епископ иерусалимский (315—386) — св. отец церкви, с 351 г. епископ иерусалимский. Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры. Иероним и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина — Акакия (епископа кесарийского) и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих сочинениях слова единосущный (όμοούσιος) об И. Христе, как и слова ипостась, в смысле, установленном Никейским собором, и хотя принимал символ никейский, но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской. Однако, он присутствовал на II вселенском соборе как епископ православный, и в актах собора упоминается как "подвизавшийся против ариан"; Феодорит Кирский называет его "поборником учения апостольского". По образу мыслей Кирилл был, по-видимому, близок к знаменитому Евсевию, епископу соседней с Иерусалимом Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов церкви IV в., Кирилл имел, однако, хорошее образование не только богословское, но и общее. Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов. Некоторые протестантские богословы (в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать, что автором этих поучений Кирилл не был, но в настоящее время принадлежность их Кирилл стоит вне всякого сомнения, хотя последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе не ранее как два века спустя после его смерти. Кроме поучений, известны еще следующие сочинения Кирилл: послание к императору Констанцию о явлении в 351 г. креста под Голгофой, беседа "О расслабленном" и отрывки из беседы "О претворении И. Христом воды в вино в Кане".

См. Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886); Tou tté e (при его издании сочинений Кирилл), "De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli"; Tillemont, "M é moires..." (т. VIII); Oudin, "De script. eccesiast." (т. I); Ceiller, "Histoire g éné rale des auteurs" (т. VI, по изданию 1860 г.); монографии: Plitt, "De Суrilli orationibus, quae exstant" (Гейдельберг, 1855); Marquardt, "S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres" (Лейпциг, 1882); архимандрит Порфирий, "Кирилл Иерусалимский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе, 1855). Издание сочинений Кирилл: Morel (П., 1564); Pr é vot (П., 1608); Milles (Oxford, 1703); Toutt é e (П., 1720 и Венеция, 1763, лучшее из всех); Reisel et Kupp (1848); Migne, в "Patrologia cursus" (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Toutt é e; русский перевод, Москва, 1855). Для установления подлинного греческого текста творений Кирилл весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).

Н. Б-в.

Смотрии так же...