Институт инженеров путей сообщения

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНР
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНШ
ИНЪ
ИНЬ
ИНЯ

Институт инженеров путей сообщения

Имп. Александра I — в СПб., открыт 1 ноября 1810 г., одновременно с организацией особого ведомства путей сообщения (см. Дорога), для подготовки чинов корпуса инженеров путей сообщения. Начальником Институт инженеров путей сообщения со званием инспектора был назначен франц. инженер Августин де Бетанкур (см.), под влиянием которого в Институт инженеров путей сообщения были приняты порядки и программы парижской Ecole des ponts et chauss é es. С 1812 г. все представления Бетанкура поступали непосредственно на высоч. утверждение. Учреждение в 1817 г. главного инженерного, а в 1819 г. артиллерийского училищ с большими правами для учащихся несколько уменьшило значение Институт инженеров путей сообщения; поступление туда молодых людей из аристократических семейств прекратилось. Проф. Институт инженеров путей сообщения были, между прочим, известные франц. инженеры Ламе, Клапейрон и Рокур. Почти вслед за основанием Институт инженеров путей сообщения он был разделен на четыре бригады. В 1823 г. Институт инженеров путей сообщения обращен был (для двух низших классов) в закрытое заведение. Введено было обучение военным наукам и упражнениям. Институт инженеров путей сообщения был разделен на четыре класса. В 1829 г. к Институт инженеров путей сообщения присоединено было военно-строительное училище. Вновь преобразованный Институт инженеров путей сообщения был разделен на шесть классов. Менее способные воспитанники, пройдя курс учения менее обширный, выпускались в строительный отряд путей сообщения. До 1842 г., при директоре инженере Готмане (1836-1842), Институт инженеров путей сообщения хотя имел внешний облик военно-учебного заведения, но внутренний, первоначально сообщенный ему французскими инженерами и профессорами характер сохранялся еще вполне. В Институт инженеров путей сообщения поступали юноши не моложе 16 лет; поступали в него и кандидаты университетов, даже учителя гимназий. Среди профессоров были такие силы, как Остроградский, Буняковский, Купфер, Гесс, Чижов, Севастьянов, Мельников, Кербедз, Волков, Соболевский, Ястржембский, Красовский. В 1842 г., с назначением главноуправляющим путями сообщения гр. Клейнмихеля, начинается для Институт инженеров путей сообщения новая эра. Главной заботой гр. Клейнмихеля было введение в Институт инженеров путей сообщения порядков военно-учебных заведений, для чего директором Институт инженеров путей сообщения назначен был известный своей строгостью ген.-м. Энгельгардт. Организация Институт инженеров путей сообщения изменилась коренным образом, как вследствие введения военных порядков, так и вследствие комплектования Институт инженеров путей сообщения не юношами, а малолетними не свыше 13-летнего возраста. Из учебного заведения исключительно специального Институт инженеров путей сообщения превратился в заведение общеобразовательное, со специальными лишь классами. Вместо 6 классов учреждено было 8, из них 4 класса общего образования, 3 класса специально-теоретического и один специально-практический. Специальные классы были особые для инженеров и особые для архитекторов. Производство воспитанников Институт инженеров путей сообщения в офицеры строительного отряда путей сообщения было вовсе отменено. В 1849 г. офицерские классы были совершенно уничтожены и Институт инженеров путей сообщения был окончательно обращен в кадетский корпус, причем доступ в Институт инженеров путей сообщения был открыт только для детей потомственных дворян. При ген.-адъютанте Чевкине (с 1855 г.) военные порядки были несколько ослаблены. В 1856 г. были допущены к занятиям в специальных классах Институт инженеров путей сообщения и недворяне, окончившие полный курс наук в учебных заведениях первого разряда. Когда ведомство путей сообщения при генерале Мельникове получило гражданское устройство, Институт инженеров путей сообщения сделался специальным открытым заведением с одними лишь высшими курсами. Окончившие в нем курс получали диплом на звание гражданского инженера. В 1877 г. Институт инженеров путей сообщения повелено именоваться Институтом инженеров пут. сообщ. императора Александра I. С 1883 г. директором Институт инженеров путей сообщения состоит М. Н. Герсеванов. В последнее время приступлено к устройству при Институт инженеров путей сообщения общежития студентов, для чего к 1894 г. собран капитал в 300 тыс. руб. На содержание Институт инженеров путей сообщения назначена штатная сумма в 118880 руб. в год. Годовая плата за учение в Институт инженеров путей сообщения составляет 100 рублей, она также идет на покрытие расходов по Институт инженеров путей сообщения С 1883 г. были закрыты в Институт инженеров путей сообщения два низших курса, и он был преобразован в 3-курсовую академию с приемом в нее только лиц, окончивших высшие учебные заведения; но эта организация Институт инженеров путей сообщения оказалась неудобной, и 8 мая 1890 г. высочайше утверждено новое положение об Институт инженеров путей сообщения, в котором сохранено 5 курсов. В Институт инженеров путей сообщения, преподаются: богословие, высшая математика, начертательная геометрия с приложениями, геодезия и топография, механика теоретическая и прикладная, физика, электротехния и телеграфия, химия, минералогия, геогнозия и физич. география России, гражд. архитектура, строительное искусство (общие начала с технологией строительных материалов, сухопутные сообщения, т. е. шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация жел. дор., водяные сообщения, портовые сооружения, водоснабжения и водостоки, осушение и орошение), законоведение, преимущественно в отношении к строительной части и путям сообщения, политич. экономия и статистика, черчение и рисование, бухгалтерия и техническая отчетность, иностр. языки. Сверх этих предметов, в состав учебного курса входит составление проектов инженерных сооружений и машин, а также практические занятия по инженерному делу. Оканчивающие в Институт инженеров путей сообщения курс получают диплом на звание инженера путей сообщения, а не гражданского инженера, как было до 1890 г. При Институт инженеров путей сообщения состоят механическая лаборатория и испытательная химическая станция, снабженные, в особенности первая, находящаяся в ведении проф. Н. А. Белелюбского, приборами новейшей конструкции для испытания строительных материалов. Институт инженеров путей сообщения обладает библиотекой в 30 тыс. томов (имеются весьма редкие и ценные издания и оригиналы), а также коллекцией около 600 моделей сооружений машин, подвижного состава железных дорог, судов и проч. и коллекциями геодезических и разных инструментов, физических приборов, образцов строительных материалов, минералов и т. п. Всех учащихся состояло в Институт инженеров путей сообщения в 1894 г. 491; профессоров было 10, адъюнктов 6, преподавателей и заведующих практическими занятиями студентов — 32. См. Соколовский, "50-летие Институт инженеров путей сообщения корп. путей сообщ." (СПб., 1859); "Список лиц, оконч. Институт инженеров путей сообщения инж. путей сообщ. (1811-82), с историч. очерком развития Институт инженеров путей сообщения" (СПб., 1883).

В. Г.

Смотрии так же...