Полевой Николай Алексеевич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Полевой Николай Алексеевич — выдающийся журналист, род. 22 июня 1796 г. в Иркутске. Сын купца, он не получил систематического образования. Рано научившись грамоте, он с жадностью набросился на книги, которые нашел в довольно большом количестве у своего отца. По собственным его словам, он "прочитал тысячу томов всякой всячины" и помнил все прочитанное. Уже с десятилетнего возраста он издавал рукописные газеты и журналы, писал драмы, стихи, историю, посвящая этим занятиям все досуги, остававшиеся ему впоследствии от управления отцовскими делами. В 1811 г. Полевые переехали из Иркутска в Курск. Побывав в Москве, где он некоторое время посещал университет, и в Петербурге, Полевой Николай Алексеевич понял недостаточность бессистемного чтения и серьезно принялся за самообразование. После целого дня работы за прилавком, он просиживал ночи за изучением русской грамматики и иностранных языков (греческого, латинского, французского и немецкого). Отказавшись от детского чтения, он "выучивал по триста вокабул в вечер, выписал все глаголы из Геймова словаря, переспрягал каждый отдельно и составил новые таблицы русских спряжений". В 1820 г. Полевой Николай Алексеевич по поручению отца уехал в Москву, для устройства винокуренного завода. С этих пор и особенно после смерти отца (1822) Полевой Николай Алексеевич всецело предался литературе. В том же году получил из акд. наук большую серебряную медаль за исследование о русских глаголах. На литературное поприще Полевой Николай Алексеевич выступил еще раньше, в 1817 г., напечатав в "Русском вестнике" статью о посещении Александром I Курска. В 1818 г. он поместил в "Вестнике Европы" "Замечание на статью о Волосе" и "Перевод Шатобрианова описания Маккензиева путешествия по Сев. Америке". С тех пор статьи и стихотворения, подписанные именем Полевой Николай Алексеевич, стали появляться все чаще и чаще в периодических изданиях. Греч и Булгарин предложили ему сотрудничать в их журнале, но предложение это не было им принято. В 1 825 г., встретив поддержку в лице кн. Вяземского, он начал издавать знаменитый "Московский телеграф". После запрещения "Московского телеграфа" Полевой Николай Алексеевич некоторое время был постоянным, сотрудником "Библиотеки для чтения", потом редактировал "Живописное обозрение ", "Сын Отечества", "Русский вестник" "Литературную газету", издававшуюся Краевским. Во всех этих изданиях он поместил ряд статей по самым разнообразным вопросам, выступая в качестве критика, публициста, историка, беллетриста, драматурга. Отдельно изданы им целый ряд романов ("Абадонна", "Клятва при гробе Господнем", "Мечты и действительность" и др.), "Очерки русской литературы", "Драматические сочинения" (4 тт.), "История народа русского" (6 т.), "История Петра Великого", "История Суворова", "История Наполеона" и др. "Немногие из русских писателей, — говорит Полевой Николай Алексеевич, — писали столь много и в столь многообразных родах, как я". Несмотря, однако, на действительно поражающее "многообразие" тем, Полевой Николай Алексеевич везде, во всех своих статьях, является проводником одних и тех же взглядов и убеждений. Начав свое образование в зрелом возрасте, без всякого руководства, проведя лучшие годы жизни в русской купеческой среде, Полевой Николай Алексеевич избежал школьной рутины того времени; ему навсегда осталось дорого все русское, национальное. Это не помешало ему, однако, оценить западноевропейскую науку и культуру и примирить свои национальные симпатии с сознанием необходимости учиться у Запада. В начале своей деятельности Полевой Николай Алексеевич был безусловно передовым человеком. По влиянию, которое Полевой Николай Алексеевич имел на русскую поэзию и литературу, Белинский ставит его на одну доску с Ломоносовым и Карамзиным. О значении Полевой Николай Алексеевич как журналиста и критика см. "Московский телеграф" и Критика литературная. "Московский телеграф" переводил произведения Байрона, Шиллера, Гете, В. Скотта, Гофмана, Ирвинга, Мицкевича и т. д. В каждой книжке помещались подробные обзоры всех иностранных литератур, не исключая китайской и арабской, а также характеристики отдельных произведений и писателей. Богатством и разнообразием отличался и отдел истории, географии и путешествий. С самого начала Полевой Николай Алексеевич стал на сторону Пушкина и провозгласил его "великим поэтом" и "гениальным человеком". В обширной статье, посвященной Державину, Полевой Николай Алексеевич впервые дал прекрасную характеристику этого поэта. В статьях о Ломоносове, Кантемире и Хемницере Полевой Николай Алексеевич рассматривает их произведения с точки зрения народности, непосредственности, искренности и цельности вдохновения. Обладая большим художественным вкусом, он ниспроверг целый ряд кумиров, созданных тогдашними литературными кружками или пользовавшихся почетом в силу устарелых преданий: "нет возможности, — говорит Белинский, — пересчитать все авторитеты, уничтоженные им". Один из самых крупных авторитетов, против которого ополчился Полевой Николай Алексеевич, был Карамзин. Отзываясь восторженно о значении Карамзина, Полевой Николай Алексеевич признавал его "Историю" неудовлетворительною. В "риторическом" Карамзинском определении истории Полевой Николай Алексеевич видел чрезвычайно ограниченное понимание ее целей и отмечал в труде Карамзина отсутствие общей руководящей идеи. Вместо истории Карамзин дает галерею портретов без всякой исторической перспективы. Очень метко Полевой Николай Алексеевич указал на то, что у патриотически настроенного историка даже варвары являются облагороженными, мудрыми, художественно развитыми только потому, что Рюрик, Святославрусские князья. Зачитывавшийся Нибуром и находившийся под сильным влиянием Тьерри и Гизо, Π. не довольствовался разбором Карамзина: он решил сам написать "Историю русского народа". Вооруженный новыми взглядами, он шаг за шагом преследует старую историческую схему, основой которой было представление о России как о "государстве" с самого начала ее истории. "Я полагаю, — говорит Полевой Николай Алексеевич, — что в словах: русское государство заключалась главная ошибка моих предшественников. Государство русское начало существовать только со времени свержения ига монгольского, до конца же XV в. существовало в России несколько государств". Все личное, случайное Полевой Николай Алексеевич старался устранить из объяснения русской истории. Он указал в ней несколько периодов, необходимо следовавших один за другим, неизбежно вытекавших из данного состояния общества и из всемирно-исторических событий. В общем, однако, при всей значительности переделки основа схемы осталась прежняя: историю общества Полевой Николай Алексеевич характеризует по-прежнему историей власти и в конце концов впадает в тот самый тон, за который основательно порицал Карамзина. На главный вопрос, в чем заключается всемирно-историческая роль русского народа, Полевой Николай Алексеевич был бессилен ответить; его попытка решения выразилась простыми синхронистическими сопоставлениями. Смелость, с какою Полевой Николай Алексеевич посягал на прочно установившиеся авторитеты, особенно на авторитет Карамзина, не прошла для него безнаказанной. Против него восстали все, начиная с корифеев литературы и кончая всякого рода мелкими писателями, самолюбие которых он так или иначе задел в своем журнале. Пушкин открыто возмущался отношением Полевой Николай Алексеевич к Карамзину. Кн. Вяземский прекратил сотрудничество в "Московском телеграфе" и прервал личные отношения с издателем, назвав его "низвергателем законных литературных властей". Полевой Николай Алексеевич сделался теперь мишенью неприличных нападений, пасквилей и даже доносов. На его искренние критические статьи отвечали бранью, намекали на его происхождение, называли недоучкой и всезнайкой. Всего опаснее для Полевой Николай Алексеевич были те литературные его враги, которые всякими правдами и неправдами старались доказать "неблагонамеренность" журнала. Искренний патриот, нападавший только на "квасной патриотизм", Полевой Николай Алексеевич мало-помалу приобретал известность опаснейшего либерала, революционера, врага России, который может волновать умы не только своими статьями, но даже "молчанием". Министр народного просвещения Уваров прямо говорил Булгарину, что "если Полевой Николай Алексеевич напишет даже Отче наш, то и это будет возмутительно". Шеф жандармов Бенкендорф получил три обстоятельных записки, в которых Полевой Николай Алексеевич обвинялся "в самом явном карбонаризме". Ожидался только повод для привлечения Полевой Николай Алексеевич к ответственности. Рецензия Полевой Николай Алексеевич на драму Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла" послужила таким поводом. Дышавшая патриотическими чувствами, она была признана неблагонамеренной только потому, что признавала неудачным литературным произведением драму удостоившуюся высочайшего одобрения. Император Николай, давно уже восстановленный против "Московского телеграфа", хотел сначала очень строго поступить с Полевой Николай Алексеевич, но потом, признав вину правительства в долготерпении, ограничился запрещением издания. Этим событием закончилась блестящая половина деятельности Полевой Николай Алексеевич Впоследствии он сам говорил, что ему "следовало замолчать еще в 1834 г." и что вся его дальнейшая деятельность была "игрою va banque на литературную известность". Потеряв возможность вести журнал, Полевой Николай Алексеевич выступил в новом для него роде — драматическом. В течение 8 лет он дал около 40 драм, которые имели успех на сцене, но встретили полное осуждение со стороны лучшей части русской критики. "Дедушка русского флота", "Параша-сибирячка", "Купец Иголкин", "Русский моряк", "Елена Глинская" и др., написанные на темы из русской жизни и не представлявшие особых достоинств в художественном отношении, доставили Полевой Николай Алексеевич известность "квасного патриота", изменившего своим убеждениям. Это было не вполне справедливо, так как симпатией ко всему русскому Полевой Николай Алексеевич отличался и раньше; но нельзя отрицать, что такие драмы, какие он писал теперь, он сам прежде называл менее нежели посредственными. Сознавая недостатки своих произведений, он все же продолжал писать, не перечитывая, почти не обдумывая. Заваленный работой, почти разоренный, угнетаемый семейными несчастьями, преследуемый кредиторами, Полевой Николай Алексеевич сравнивал себя с "самопишущей машиной, которую кто-нибудь заведет, а она пишет, что угодно: драму, повесть, историю, критику". Поклонник романтизма, лучшую часть жизни посвятивший исканию смутных идеалов, Полевой Николай Алексеевич и в своих позднейших произведениях являлся искренним сторонником положительных, героических типов; вот почему он несочувственно отнесся к "Ревизору" и "Мертвым душам". Статьи о Гоголе вызвали против Полевой Николай Алексеевич негодование лучших представителей литературы; ближе всего он очутился к своему давнему врагу, Булгарину. Если в начале литературной деятельности Полевой Николай Алексеевич подвергался всякого рода оскорблениям со стороны обскурантов, то теперь на него нападали люди передовые и нападали очень жестоко. Из передового человека, дававшего тон литературе, Полевой Николай Алексеевич превратился в литературного парию. Покинутый всеми, не встречая ни у кого поддержки, нередко нуждаясь буквально в куске хлеба, Полевой Николай Алексеевич до самой последней минуты не переставал работать. Его лаконичный дневник, его письма рисуют ужасную картину последних лет его жизни: это была медленная агония, из которой наступившая наконец 22 февраля 1846 г. смерть являлась желанным исходом. Она сняла с памяти Полевой Николай Алексеевич клеймо, мучившее его в последние годы его жизни. Его наиболее беспощадный критик, Белинский, в теплой статье реабилитировал Полевой Николай Алексеевич, назвав его "одним из замечательнейших деятелей русской литературы". Ср. Белинский, "Сочинения" (т. XII); И. З. Крылов, "Очерк жизни Н. А. Полевого " (М., 1849); "Записка К. А. Полевого" (СПб., 1888); Н. Чернышевский, "Очерки Гоголевского периода"; С. Ставрина, "Н. А. Полевой Николай Алексеевич и "Московский Телеграф" ("Дело", 1875, № 5 и 7); А. К. Бороздин, "Журналист двадцатых годов" ("Исторический вестник", 1896, № 3); Полевой Николай Алексеевич Милюков, "Главные течения русск. историч. мысли" (т. 1); Ив. Иванов, "История русской критики" (СПб., 1898, вып. 1 и II); В. Боцяновский, "Н. А. Полевой Николай Алексеевич как драматург" ("Ежегодн. Имп. театров", сезон 1894—95, прилож., кн. 3-я); Сухомлинов, "Исследования" (т. II).

В. Боцяновский.

Смотрии так же...