Наумович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Наумович (Иоанн Григорьевич, 1826—1891) — известный галицко-русский общественный деятель и писатель для народа; род. в сильно ополячившейся семье народного учителя; в 1848 г. примкнул к польскому движению, но вскоре отрешился от всяких польских симпатий. Окончив курс в львовской духовной семинарии, был униатским священником в разных сельских приходах. Сам образцовый сельский хозяин, знаток и любитель пчеловодства, он учил своих прихожан рациональному ведению хозяйства, проповедуя, что только знание и труд земледельца может поднять благосостояние народа, а вместе с тем и сохранить его самобытность. Он сотрудничал в галицко-русских журналах и газетах, составлял книжки для народа по сельскому хозяйству, писал стихотворения, главным образом дидактического характера, и повести, которые в 1861 г. вышли отдельной книгой: "Повести и песни Ивана Наумович". Здесь, как и в позднейших повестях своих, Наумович изображает быт сельского духовенства и крестьян Галиции, идеализируя их взаимные отношения. Некоторые из повестей Наумович ("Заветные три липы", "Сироты", "Псалтырник", "Четыре путеводителя доброй жизни: страх Божий, мудрость, трезвость, труд") переложены на русский литературный язык и изданы для народного чтения в составе "Приходской библиотеки" (1894); рассказы эти не свободны от национальной исключительности, от слепой ненависти к полякам и евреям. Наумович пропагандировал устройство ссудосберегательных касс, братств трезвости, общественных магазинов; особенно успешна была его деятельность по организации сельских читален (см. Галицко-русское движение). Он был также инициатором литературно-издательского общества имени М. Качковского (см.). В 1871 г. он основал в Львове первую в Галиции собственно простонародную газету "Русская Рада" и журнал "Наука", также предназначенный для народа. Один из виднейших представителей старорусской или "москалефильской" партии в Галиции, Наумович, в качестве члена рейхсрата, отстаивал право русинов на самобытность, а в качестве униатского священника стремился к очищению церковного обряда от латинских искажений. В 1882 г. Наумович, по поводу одного мелкого церковно-общественного недоразумения, признан был виновным в государственной измене и приговорен к 8-месячному тюремному заключению. Вслед за тем папа отлучил его от церкви, обвинив в приверженности к схизме, т. е. к православию. Наумович ответил апелляцией (напечатана и в России в 1883 г.), в которой излагал историю и права русской церкви в Галиции и характеризовал свою 30-летнюю деятельность; но апелляция не изменила отношений к нему высшего униатского духовенства. Лишенный сана и прихода, Наумович в 1885 г. присоединился во Львове к православию и переселился в Киев, продолжая руководить "Наукой", издание которой было перенесено в Вену, и писать для народа. Он был назначен сначала епархиальным миссионером для борьбы со штундой, затем приходским священником в село Борщаговку, близ Киева. В последние годы своей жизни Наумович, возведенный в сан протоиерея, оставил приход и всецело предался литературной деятельности. И прежде всегда писавший великорусским литературным языком, с сохранением лишь некоторых слов и оборотов народной речи русинов, Наумович в России стал писать и для чтения русского народа. Между прочим, им составлены изданные св. синодом "Народные календари" на 1890 и 1891 гг. Более подробное изложение этих календарных статеек предложено Наумович в особой книге для чтения о сельском хозяйстве, которая издана св. синодом в 1891 г. Отдельными книжками изданы и некоторые литературные приложения этих календарей: "Как в простоте люди живут" (1889), "Христианские добродетели" (1889). Известно также его "Послание к русским пчеловодам" и книжка "Какой улей рамочной системы может заменить на юге России старые дуплянки". Наумович принадлежат также: "Исторический очерк унии" (Киев, 1889), "Червонная Русь, ее прошлое и настоящее" (Киев, 1890) и др. Эмиграционная горячка, охватившая Галичину и увлекшая массу русин в Бразилию, вызвала у Наумович мысль направить эмиграцию на Кавказ, для чего он сам отправился туда, но на обратном пути умер в Новороссийске. Наумович похоронен в Киеве, на кладбище Николаевского монастыря, на Аскольдовой могиле, где ему в 1894 г. поставлен памятник спб. славянским благотворительным обществом.

Ср. свящ. И. Соловьев, "О протоиерее И. Г. Наумович" (М. 1893 — из "Русского Обозрения", №№ 7 и 8).

Смотрии так же...