Налбандьян

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Н НА НГ НЕ НЁ НИ НО НР НУ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЩ
НАЭ
НАЯ

Налбандьян (Микаэл) — талантливый армянский публицист (1830—1866). Род. в Нахичевани на Дону, где поступил в духовное звание. Смелое обличение пороков навлекло на него вражду многих местных жителей из армян. Он был вынужден сложить с себя духовный сан и сделался учителем армянского языка в московском Лазаревском институте. Доносы врагов лишили его и этого места; он поступил вольнослушателем в московский университет, по медицинскому факультету, и поддался влиянию идей, предвещавших эпоху великих реформ. Когда Назарьянц (см.) задумал основать журнал "Северное Сияние", его ревностным сотрудником явился Налбандьян (особенно замечательны статьи, напечатанные им под заглавием: "Дневник графа Эммануэля"). В 1861 г. он поехал в Индию, по поручению города Нахичевани, для отыскания наследства после умершего там еще в конце XVII в. армянского негоцианта. Поручение это Налбандьян исполнил блистательно: прибыв в Калькутту, он выучился по-английски, ознакомился с местным законодательством, доказал основательность притязаний нахичеванцев и получил для них громадную сумму. В 1862 г. он вернулся в Россию, но вслед за тем был арестован и отправлен в Петербург. Поводом к этому послужили сношения, которые Налбандьян, на пути в Индию, завязал в Лондоне с кружком Герцена и Бакунина. Через три года он был освобожден, но здоровье его окончательно пошатнулась. Ему разрешено было поехать в Камышин, чтобы пить кумыс; там он вскоре и умер. Тело его было привезено в Нахичевань и погребено в соседнем монастыре, при громадном стечении народа.

Деятельность Налбандьян носит энциклопедический характер, он старался угадать все потребности и запросы армянского общества, писал критические статьи, рассказы, стихотворения (преимущественно переводные, из Лермонтова, Беранже и др.), естественнонаучные очерки, филологические исследования и т. д. Главным призванием Налбандьян была публицистика. Многие пункты его программы сходятся с идеями Назарьянца — например защита нового языка, требование гуманитарного воспитания и религиозной терпимости, борьба с национальной исключительностью. Но Назарьянц излагал свои мысли больше теоретически, Налбандьян же стоял на реальной почве, опираясь на знание жизни. Порицая оторванность армянской литературы от действительности, Налбандьян, убежденный реалист, внимательно следит за всеми проявлениями новых начал в армянской жизни и беспощадно клеймит национальные недостатки и отрицательные стороны отдельных сословий. Он требует безусловно светской школы, находящейся под контролем общества, а главной задачей духовенства считает распространение в массе основ истинной религии, для чего необходим перевод Священного Писания на разговорный язык. Он стоит за земледелие, как за способ оттеснить на второй план торговлю, и относится с теплой симпатией к невежественному, но не испорченному населению армянских деревень. Главный источник для ознакомления с жизнью и деятельностью Налбандьян — исследование Е. Шах-Азиза: "Мик. Налбандьян", напечатана в 7-й книге издаваемого в Москве М. Баркударьяном "Литературно-Исторического Обозрения" (1896). Ср. также "Воспоминания" Тучковой-Огаревой в "Русской Старине".

Ю. Веселовский.

Смотрии так же...