Меланхтон

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Меланхтон (Филипп Melanchthon, Melanthon, грецизированное Шварцерд — Schwarzerd) — знаменитый немецкий гуманист и сподвижник Лютера; род. 16 февраля 1497 г. в Бреттене (Пфальц), в семье оружейника, ученик и внучатый племянник Рейхлина. 12 лет от роду поступил в гейдельбергский университет, в 1514 г. получил в Тюбингене звание магистра и читал там лекции о римских классиках и греческой грамматике. Эразмово издание Нового Завета впервые направило его к изучению библейского текста. Стараниями Рейхлина Меланхтон получил кафедру греческого языка в Виттенберге; в своей вступительной лекции "De corrigendis adol e scentiae studiis" (1518 г.), составившей эпоху в истории немецкой школы, Меланхтон изложил свою гуманистическую программу, одобренную Лютером. Дружественные отношения к Лютеру установились у Меланхтон во время лейпцигского диспута и с тех пор, несмотря на временные разногласия, не прерывались до самой смерти Лютера, больше благодаря мягкости Меланхтон, нежели уступчивости Лютера. Описание лейпцигского диспута, посланное Меланхтон Эколампадию, вызвало нападки со стороны доктора Экка; в своем возражении Экку Меланхтон впервые развил начала трезвой протестантской экзегезы. В 1521 г. Меланхтон, под псевдонимом Didymus Faventinus, напечатал в защиту Лютера полемическое сочинение и в том же году выпустил свои "Loci communes rerum theologicarum". Это сочинение Меланхтон, явившееся результатом его лекций о Посланиях к римлянам, читанных на богословском факультете в Виттенберге, и представляющее собой первый опыт протестантской догматики, в короткое время выдержало несколько изданий. Окончательную свою редакцию, смягченную в учении о наследственном грехе и предопределении, оно получило в 1543 г. Затем Меланхтон выступил с целым рядом политико-богословских трактатов, имевших большое значение в ходе реформации. Таковы его: "Epitome doctrinae christianae" (1524), побудившее Филиппа, ландграфа гессенского, примкнуть к реформации; заключение, данное им в 1525 г., по приглашению курфюрста пфальцского, о 12 крестьянских статьях (отвергавшее их требования); его "Unterricht der Visitatoren an die Pfarrherren f ür Kurfü rstentum Sachsen" (1527) — инструкция для предпринятой курфюрстом Иоанном визитации саксонских церквей, явившаяся первым церковным и школьным уставом евангелической Германии; знаменитое аугсбургское исповедание (см.), получившее от Меланхтон свою окончательную редакцию; апология аугсбургского исповедания (см.) и "Repetitio co n fessionis augustanae saxonica" (см. Аугсбургское исповедание), всецело принадлежащие перу Меланхтон; трактат "De potestate рарае", написанный Меланхтон в 1537 г., по поручению шмалькальденского союза князей. В 1545 г. Меланхтон составил "виттенбергову реформацию", в которой сделал католикам большие уступки в отношении епископальной организации церкви. Присутствуя на всех главных собраниях евангелистских чинов, Меланхтон принимал деятельное участие во введении реформации в Саксонии и Мейсене, в устройстве церковных и школьных дел в Нюрнберге, Лейпциге, Йене, Тюбингене, Франкфурте. Слава его была настолько велика, что короли Франциск I и Генрих VIII приглашали его во Францию и Англию для упорядочения церковных дел; но Меланхтон приглашения эти отклонил. Лютер предназначал Меланхтон себе в преемники, и после смерти Лютера (1546) Меланхтон стал во главе лютеранизма. Всегда и везде Меланхтон выступал уступчивым посредником, склонным на значительные уступки, лишь бы сохранить мир и единение; особенно симпатизировал он швейцарским реформаторам и с 1535 г. все решительнее стал склоняться в учении о евхаристии (см.) к воззрениям Кальвина; участвовал также в выработке лейпцигского интерима (см.). Хотя после смерти Лютера к Меланхтону почти всецело перешел весь тот престиж, которым окружен был основатель реформации, но этого было недостаточно, чтобы обуздать ненависть ортодоксальных последователей Лютера, возмущавшихся отступлениями Меланхтон от строго-лютерова учения. До самой смерти Меланхтон преследовала "ярость богословов" (rabies theologorum); одни считали его криптокальвинистом (см.), другие обвиняли его в склонности к католическим воззрениям. Господствовавшее в лютеранской Германии ортодоксальное направление долго препятствовало признанию заслуг Меланхтон как реформатора; но его значение как "учителя Германии" (Praeceptor Germaniae) никогда не оспаривалось. Вообще, это был ум организующий, систематизирующий, но не пролагающий новых путей. Немецкая школа, какой она была от XVI до XVIII в., через него получила свое прочное устройство и послужила образцом также для иезуитов. Это было, однако, вовсе не оригинальное творение, а осуществление мыслей, которые с самого начала господствовали в немецком гуманизме. Изучали латынь, чтобы изящно владеть ей в письме и в речи; учились по-гречески, чтобы иметь возможность читать Новый Завет в подлиннике, — а за этими целями все остальное отступало на второй план. Меланхтон составил для школ и университетов получившие всеобщее распространение и служившие образцами учебники греческой и латинской грамматики, логики, риторики и диалектики, богословия, этики, физики и психологии. Его изложение было скорее ясно, систематично и изящно, нежели глубоко. В основу он клал Аристотеля, этого "единственного мастера метода". В большинстве случаев Аристотель, по мнению Меланхтона, сходится и с откровением; где этого нет, там надо оставить Аристотеля. Меланхтон остался приверженцем аристотелево-птолемеевского учения о мироздании даже по появлении системы Коперника; эту последнюю Меланхтон считал "злым и безбожным мнением" и полагал, что правительство обязано подавить ее. Вообще Меланхтон одобрял казнь еретиков: сожжение Сервета женевскими кальвинистами он называл "благочестивым и достопамятным для всего потомства примером". M. умер 19 апреля 1560 г. и погребен рядом с Лютером. В 1865 г. ему поставлен памятник в Виттенберге. Памятник реформации, открытый в 1883 г. в Лейпциге, изображает Лютера и Меланхтон; статуя Меланхтон входит также в состав памятника реформации в Вормсе, открытого в 1868 г. Биографию Меланхтон написал его друг Иоахим Камерарий (см.); "Verzeichniss der Schriften Melanchthons" составил Ротермунд (Бремен, 1814). Новейшее и наиболее полное собрание сочинений Меланхтон издали Бретшнейдер и Биндсейль в "Corpus reformatorum" (28 т., Брауншвейг, 1834—60), а последний издал также "Melanchtonis epistolae, judicia, consilia etc." (Галле, 1874); дополнением к "Corpus re f ormatorum" служит "Melanchthoniana paedagogica", изданная Hartfelder'ом (Лейпциг, 1892).

Ср. Galle, "Versuch einer Charakteristik M.'s als Theologen" (Галле, 1840); Herrlinger, "Die Theologie M.'s" (Гота, 1879); A. Franck, "M., Praeceptor Germaniae" (Нердлинген, 1860); Hartfelder, "M., als Praeceptor Germaniae" (в "Monumenta Germaniae paedagogica", т. 7, Б., 1889); Bernhardt, "M., als Mathematiker und Physiker" (Виттенберг, 1865); Chr. E. Luthardt, "M.'s Arbeiten im Gebiete der Moral" (Лейпциг, 1885); Matt h es, "Philipp M., sein Leben und Wirken aus den Quellen dargestellt" (Альтенбург, 1842; 2 изд., 1846); Meurer, "M.'s Leben" (Лейпциг, 1860; 2 изд., 1869); С. Schmidt, "Philipp M.'s Leben und ausgew ä hlt Schriften" (Эльберфельд, 1861); Nisard, "Renaissance et reforme. Erasme, Th. Morus, M." (3 изд., II., 1877).

Смотрии так же...