Констан де Ребекк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Констан де Ребекк (Бенжамен Constant de Rebecque, 1767—1830) — знаменитый французский писатель и политический деятель, уроженец Лозанны, происходил из гугенотского рода, оставившего Францию после отмены нантского эдикта. В молодости, живя в Париже, сошелся с энциклопедистами; в Англии вращался среди вигов, изучая английские учреждения; в Германии сделался камергером герцога брауншвейгского, при дворе которого, несмотря на личное его сочувствие к просвещению, все жило традициями старого порядка. Придворные относились к Констан де Ребекк как к скрытому якобинцу. Брауншвейгский двор кишел эмигрантами; их нескрываемая жажда мести и легкомыслие укрепляли в Констан де Ребекк симпатии к французской революции, хотя крайности ее и возбуждали в нем отвращение. Едва кончился террор, Констан де Ребекк поспешил в Париж и, купив имение, получил права французского гражданства. В Париже Констан де Ребекк встретился с г-жой Сталь, с которой его долгие годы связывали самые тесные, под конец тягостные для него узы. В 1796—97 гг. появились первые брошюры Констан де Ребекк по текущим вопросам. В одной из них, "О последствиях террора", Констан де Ребекк доказывал, что республика спаслась не благодаря террору, а вопреки террору; в другой — "О политических реакциях" он впервые высказал опасение, что исходом внутренней розни и озлобленной вражды партий будет военная диктатура. 18-е брюмера не замедлило оправдать это предсказание. Заняв место в трибунате, Констан де Ребекк энергично протестовал против всех мер первого консула, направленных против свободы, и был одним из тех трибунов, которые, в 1802 г., были удалены из собрания. Вместе с г-жой Сталь, вынужденной оставить Францию, Констан де Ребекк скитается в Германии, Италии, Австрии, с промежутками оседлой жизни в Коппе (имение г-жи Сталь на берегах Женевского оз.). Поражения Наполеона в 1813 г. побудили Констан де Ребекк написать трактат: "De l'esprit de conqu ête et de l'usurpation dans leurs rapports avec la civilisation européenne " (Ганновер, 1813; 2 и 3 изд. Лонд. и Пар., 1814), посланный им импер. Александру I, с которым он провел вечер. Причины, по которым невозможно торжество завоевательной политики и всемирной монархии в современном европейском обществе, Констан де Ребекк ищет прежде всего в настроении новых народов Европы, в их стремлении к спокойствию, благосостоянию, свободе. В 1814 г. Констан де Ребекк вернулся в Париж и выступил горячим поборником конституционной монархии и Бурбонов. В сам день бегства короля из Парижа, при вести о приближении Наполеона (1815), он поместил в "Journal des D é bats" резкую статью о политических перебежчиках. Тем не менее Констан де Ребекк оказался, во время Ста дней, в числе оплотов Наполеона. Нуждаясь в поддержке либералов, Наполеон предложил Констан де Ребекк, как влиятельному вождю их, составить проект новой конституции. Констан де Ребекк принял предложение, но, соглашаясь служить Наполеону, он надеялся заставить Наполеона служить либеральным принципам. Конституция, составленная Констан де Ребекк, по настоянию Наполеона получила название "дополнительного акта" (acte additionnel) к прежним наполеоновским конституциям, но не имела с ними ничего общего. При второй реставрации Бурбонов Констан де Ребекк бежал в Англию, где занялся составлением своей апологии ("M é moires sur les Cent jours", Париж, 1820; 2 изд. 1829). Уже в 1816 г. Констан де Ребекк разрешено было вернуться в Париж, где он, в 1819 г., занял место в палате депутатов. Это — наиболее блестящая эпоха его политической карьеры и публицистической деятельности; он неизменно остается в рядах оппозиции, на страже народных вольностей. Смерть застает Констан де Ребекк в апогее его славы, вслед за торжеством июльской революции. 27 августа 1830 г. Констан де Ребекк назначен был президентом государственного совета, но уже 8 декабря он умер.

Сочинения Констан де Ребекк по конституционным вопросам собраны в "Cours de politique constitutionelle" (Пар. 1816—1820; нов. изд. Лабулэ, Пар. 1861 и 1872; отрывок об ответственности министров переведен на русский язык в "Юридическом Вестнике", 1883 г., № 1); Лабулэ называл этот труд "руководством свободы" (manuel de libert é). Основную идею Констан де Ребекк можно выразить следующей формулой: цель государства есть свобода личности; средством для достижения этой цели служат конституционные гарантии. "Под свободой — говорит Констан де Ребекк — я подразумеваю торжество личности как над авторитетом, который вздумал бы управлять с помощью деспотизма, так и над массами, которые присвоили бы себе право подчинять меньшинство большинству". Он проводил резкую демаркационную черту между индивидуальной свободой, требуемой новыми народами Европы, и античной свободой, к восстановлению которой направлены были усилия политических теоретиков XVIII века (Руссо, Мабли), в чем, по мнению Констан де Ребекк, заключались причины ошибок и увлечений революции. Свобода в античных республиках состояла, главным образом, в деятельном участии в общем властвовании; люди нового времени, чтобы быть счастливыми, прежде всего хотят полной независимости во всем, что относится к их занятиям, предприятиям и фантазиям. Во главе отдельных, перечисляемых им видов индивидуальной свободы Констан де Ребекк ставит свободу религиозную, требуя от государства воздержания от какого бы то ни было вмешательства в дела веры; столь же важна и свобода преподавания. Гарантиями индивидуальной свободы должны служить: свобода печати, поставленной под контроль одного лишь суда присяжных; ответственность министров, не исключающая и ответственности младших чиновников; многочисленное и независимое народное представительство, в лице двух палат — выборной палаты представителей и наследственной палаты пэров (впоследствии Констан де Ребекк находил, что двухпалатная система, с наследственностью пэров, во Франции неприменима). Основное обеспечение индивидуальной свободы Констан де Ребекк находил в ограничении государственной власти, все равно, сосредоточена ли она в руках одного лица или всего народа. Поэтому он вооружался против теории народовластия. Констан де Ребекк различает не три, а четыре власти: наряду с указанными Монтескье властями — законодательной, исполнительной и судебной — должна существовать еще власть умеряющая (le pouvoir ré gulateur). Такую власть, по мнению Констан де Ребекк, представляет собой король в Англии. Исполнительная власть должна принадлежать ответственным министрам, которым, как и палатам, предоставлена законодательная инициатива. Выборы в палату должны производиться представителями собственности — землевладельческой и промышленной, — которая одна, по мнению Констан де Ребекк, обеспечивает досуг, независимость и образование. В этом взгляде Констан де Ребекк, как и в его требовании свободы конкуренции в экономической сфере, проглядывает буржуазный оттенок. Он не подделывался, однако, под интересы буржуазии; так, современное ему среднее сословие Франции отстаивало самую строгую административную централизацию, опасаясь, что система местного самоуправления приведет к усилению землевладельческого дворянства, — а Констан де Ребекк требовал широкого развития местной жизни. Все учение Констан де Ребекк об уравновешенной конституционной монархии имеет космополитический характер, содействовавший быстрому усвоению его в Германии, Австрии, Италии; другая отличительная его черта — резко выраженная англомания. И то, и другое привело к механическому построению государства и формальному представлению о государственной власти, что составляет третий существенный признак школы Констан де Ребекк Почти всю свою жизнь (с 1787 г.) Констан де Ребекк работал над обширным трудом по истории религий ("De la religion consid érée dans sa source, ses formes et ses dé veloppements", Пар., 1824—31). Сам автор глубоко проникнут религиозным чувством. С историей в руках он доказывает всеобщность, а, следовательно, и необходимость религиозного сознания у всех людей; но затем он старается свести религию на степень индивидуального чувства — одиночного, хотя и естественного стремления души к Богу; он враг религии в форме положительного культа. Дополнением к общему труду его о религии служит соч.: "Du polyth éisme romain, considéré dans ses rapports avec la philosophie grecque et la religion chré tienne" (Пар., 1833). Констан де Ребекк издал также свои "Discours prononc és à la chambre des député s" (Пар., 1828) и "M élanges de litté rature et de politique" (Пар., 1829). Louandre издал "Oeuvres politiques de Benjamin C." (Пар., 1875); Strodtmann — нем. перевод писем Констан де Ребекк к г-же Сталь (Берл., 1877); m-me Lenormant — ero "Lettres à m-me Ré camier" (Пар., 1881); Menos — "Lettres de Benj. C. à sa famille, 1775—1830" (Пар., 1888). Ср. Eug. Asse, "Benj. C. et le Directoire" (в "Revue de la R é volution", 1889, июль — октябрь); Berlauld, "Deux Individualistes" (Каен, 1862); A. Градовский, "Парламентаризм во Франции" (в его сборнике "Политика, история и администрация", СПб., 1871, стр. 244—372); Лабулэ, "Политические идеи Б. Констан де Ребекк" ("Юридич. Вестник" 1882 г., № 10); M. Ковалевский, "Молодость Б. Констан де Ребекк" ("Вестн. Европы", 1895 г. №№ 4 и 5).

А. Я.

Констан де Ребекк занял также видное место в художественной литературе своего времени. Единственный его роман: "Adolphe" (1816) является в значительной степени автобиографией Констан де Ребекк, заключая в себе историю его любви к m-me de Charri è re, которая была на 27 лет старше его. Интерес романа — главным образом в психологии героя; это типичный денди романтической поры, с холодным сердцем и аффектацией демонических страстей, узкий эгоист со скучающей душой. Он встречает женщину, совершенно неподходящую для него, увлекает ее и потом постепенно охладевает к ней, продолжая удерживать власть над ней, мучая ее своим бездушным эгоизмом и доводя ее, наконец, до смерти. История этой грустной связи между людьми глубоко различными и составляет сюжет романа; оригинальность его заключается в том, что если героиня симпатична нам своими страданиями, то и сам Адольф — далеко не изверг, каким представил бы его писатель романтической школы. Констан де Ребекк не задается нравственными целями в обрисовке своего героя, не оценивает его поступки, а только анализирует его душу. Тоска, неспособность выносить однообразные ощущения и жажда душевной свободы так же терзают Адольфа, как несчастная любовь — его подругу; он такой же раб своего характера, своих желаний, как погибающая от его измены женщина. Силой психологического анализа Констан де Ребекк превратил заурядную историю "палача и жертвы" в картину рокового антагонизма между любящими и искренними перед самими собой людьми; они не могут выйти каждый из своего одиночества и мучат друг друга только потому, что в душе человека есть жажда внутренней свободы, а любовь накладывает цепи. Пессимистический взгляд, легший в основу "Adolphe", отразился очень сильно на дальнейшем развитии французского романа. От романа Констан де Ребекк исходит с одной стороны Стендаль, возведший психологический анализ в систему, а с другой — пессимистический роман реалистической и натуралистической школы. Кроме "Adolphe", Констан де Ребекк написал еще трагедию в стихах: "Wallstein". Он подражал в ней шиллеровской трилогии, неудачно стараясь сочетать немецкое понимание драмы с французским. Существуют еще его "Lettres sur Julie", где он превозносит m-me Тальма, которой увлекался одно время, затем наброски романа в эпистолярной форме и целый ряд этюдов на разные темы, собранных в "M élanges de littérature et de politique".

З. В.

Смотрии так же...