Колорит и колористы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Колорит и колористы — Краска есть красящее вещество, пигмент того или другого цвета; каждая группа красок, одинаковых по названию, например красных, заключает в себе более или менее значительное число их, неодинаковых по тону; подобным образом краски в смешениях, которых цвет часто трудно и всегда неточно определим словами, могут составить одну, по общему названию цвета, группу, но со многими различными тонами (см. Цвет и Тон). Цвета промежуточные между близкими тонами называются полутонами. Совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторого расстояния, представляет оптическое целое, называемое колоритом. Смотря по преобладанию тонов, Колорит и колористы может быть то теплым, то холодным (см. Взаимно-дополнительные цвета), ярким и блестящим — когда в картине много чистых тонов, сильным — когда в ней много оптических противоположений тонов, хотя бы и не основной чистоты, гармоническим — если тона хорошо подобраны и хорошо согласованы посредством полутонов. Вообще к слову Колорит и колористы можно приставить множество различных эпитетов для выражения характера как оптического впечатления, так и соответственного психического ощущения, например серенький, темный, веселый, спокойный Колорит и колористы Теплый Колорит и колористы обуславливается господством теплых тонов не только чистых и светлых, например желтых, но и затемненных, каковы, например коричневые. Теплый Колорит и колористы вообще особенно приятен, но так как теплые тона получают наибольшую силу по сравнению и контрасту (см.) с холодными, то этим последним отводится в картине соответственное место. Однако, явное преобладание теплого в тонах не составляет эстетической необходимости. Так, Гайнсборо, в опровержение Рейнольдсу, написал мальчика в синей одежде (Blue Boys), чрезвычайно гармонично-колоритно; подобно тому и Делакруа располагал иногда в свету синие, т. е. холодные тона, а в тенях теплые, и достигал большой гармонии. Природа беспрестанно представляет господство синего то в небе, то в море, и пейзажисты обязаны воспроизводить эти тона, дать им первенствующее место в картине, но вместе с тем для противоположения они должны найти место, хотя бы подчиненное, и для теплых тонов. Гармонический Колорит и колористы требует тех и других и вообще пользуется широкой цветовой гаммой. Очень часто по природе изображаемых предметов надо рядом располагать тона, не согласующиеся между собой непосредственно, например синее с зеленым, тогда художнику надо применить все обычные правила изменения прилежащих частей полутонами или введения между ними хотя бы узкой полосы (см. Гармония красок, Триады) третьего тона, гармонирующего с каждым отдельно, если это не будет противоречить природе. Вообще зеленое нелегко сочетается с другими цветами и потому прежние пейзажисты (Рюисдаль, Гоббема) избегали изображать деревья чисто зелеными, и для введения более теплых тонов растительности выбирали или соответственное освещение, или время года. Нынешние художники смелее в этом отношении и нередко достигают гармоничной колоритности с сохранением соответствия с природой. Тона краски не есть нечто самостоятельное, как тон музыкальный; коль скоро они помещены в соседстве с другими тонами, то на основании явлений контраста (см.) можно или заглушать, или усиливать тона различных частей картины. Все это, а также то, что относится к колоритному сочетанию тонов, известно всякому опытному художнику колористу и составляет как бы грамматику искусства Колорит и колористы, с которой должен начинать малоопытный художник, но для эстетики колорита нет правил. В картинах фантастического или легендарного содержания, где художнику поле действия свободно во многих отношениях, он может подчинить Колорит и колористы внутреннему содержанию, элегическому или напротив, возбуждающе-веселому [Фильд высказал положение, что вполне колоритная и гармоническая живопись представляет тона, которые, взаимно дополняя друг друга, дают в оптической сумме серый цвет. Это положение произвольно. Некоторые мысли об этом предмете у Пикеринга и Брюкке; их сочинения названы в ст. Гармония красок (см.).]. Так например, голубое и синее с коричневым и оранжевым некоторые эстетики находили элегическим (см. Гармония красок) при соответственном содержании (драпировки в Mater dolorosa). Не так определительно по названиям красок, но совершенно соответствует сюжету Колорит и колористы в "Лодке Данте" (Делакруа), "Франческо ди Римини" (Ари Шеффер), "Убиение Петра Доминиканца" (Тициан) и др. По этому пути можно идти до некоторого далекого предела только или преимущественно в пейзаже, как художественном произведении наиболее подчиненном Колорит и колористы Сама природа представляет примеры тому, как некоторые господствующие тона пейзажа в соединении со светотенью способны вызывать меланхолическое настроение, а другие — жизнерадостное. Но в большинстве случаев (например, в бытовой живописи) характер Колорит и колористы не определяется так просто: самые горестные сцены могут происходить при полном блеске красок и наоборот; контраст в отношении содержания и Колорит и колористы может даже усиливать впечатление. Вообще нужен большой талант для приспособления Колорит и колористы к содержанию картины так, чтобы Колорит и колористы не показался придуманным и тенденциозным. Редкие художники соединяли в себе таланты колориста и рисовальщика в одинаковой степени; можно считать почти правилом, что художник, владеющий в высокой степени рисунком — не так искусно владеет тонами, и обратно, Микеланджело превосходно владел формой, но не может быть назван колористом; Дюрер лучше владеет формой, чем Колорит и колористы; Давид совершенно холоден к краскам, Корнелиус также пренебрегал ими, еще более чуждался красок Карстенс. Наоборот, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто, Рубенс, а в ближайшее к нам время — Делакруа, Диаз, Декан (см. Классицизм и романтизм) — колористы по преимуществу, и хотя некоторые из них владели в должной мере рисунком, все же в этом отношении уступали великим рисовальщикам; многие из колористов заслужили даже репутацию слабых рисовальщиков. Иные поклонники формы из принципа пренебрегали Колорит и колористы и утверждали, что цвет — второстепенный и часто случайный признак предмета. На самом же деле можно сказать, что линии не существуют в природе иначе, как в виде трудно определяемого раздела между рядом лежащими разнородными тонами (например, тон лица и тон неба), или еще менее определенного — между полутонами. Так и в живописи, как воспроизведении природы, полутона скрывают линию и художник легко теряет ее, обращая больше внимания на жизненность тонов. К достоинствам колориста относится и правдивая светотень (см.); у Рубенса светотень была легкая, полупрозрачная, мало представляющая сильных контрастов; у Рембрандта светотень сильная, но его гамма не так полна как у Рубенса. Рембрандт представляет один из редких примеров соединения колориста и рисовальщика, равно как и Рафаэль ("Пожар в Борго"). Определять особенности Колорит и колористы разных художников короткими словами весьма затруднительно: Тициан, Корреджио, Паоло Веронезе непохожи один на другого. Они вообще пользовались небольшим числом красок, а Тициан в особенности, но он (по определению Менгса) владел особенным искусством сопоставлять их и распределять тона в тенях. В испанской школе Мурильо необычайно гармоничен, свеж и распределение его тонов разнообразно. У Веронезе необыкновенно яркие и сильные тона (ныне уже изменившиеся) и Колорит и колористы гармоничен. У Делакруа, считаемого одним из величайших колористов нашего времени, тона не отличаются особенной яркостью, но расположены гаммами (Готье), поддерживающими друг друга; значение красок соединяется у него с необыкновенной бойкостью кисти. Почти таков же Декан, доводивший, однако, до крайности силу Колорит и колористы и смелость мазков; техника живописи имеет также отношение к эстетическому результату. Некоторые его последователи довели употребление свободной техники до дурной крайности. В других странах — Лейс, Стевенс (Бельгия), Альма Тадема (Англия), Пилоти, Макарт (Германия), Фортуни (Испания), из русских — Верещагин, Семирадский, Репин и мн. др. Приведенные здесь имена представляют только ряд примеров; в статьях о каждой из школ или биографиях художников об этом изложено подробнее. Со времен Возрождения самая знаменитая по Колорит и колористы из итальянских школ была венецианская; на севере фламандская школа многим превосходила немецкую в этом отношении. Потом, в период падения искусства, Колорит и колористы вообще потерял и правдивость, и силу, но в Англии (Констабль) в прошлом столетии заметен опять поворот к колоритной живописи; на континенте же Делакруа, многим обязанный Констаблю, является инициатором Колорит и колористы живописи во Франции, откуда она распространилась по всей Европе.

Ф. Петрушевский.

Смотрии так же...