Корреджио, итальянский живописец

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Корреджио, итальянский живописец (Correggio), собственно Антонио Аллегри (Allegri), прозванный Корреджио по месту своего рождения (в Моденской области) — знаменитый итальянский живописец (1494—1534). Первоначальное художественное образование получил под руководством своего дяди, Л. Аллегри, и Бартолотти, а в дальнейшем пользовался уроками феррарского живописца Фр. Бианки, как о том сообщают дошедшие до нас весьма скудные сведения о его молодости. Весьма вероятно, что в 1510 г., по смерти Бианки, он посетил Мантую, где изучал произведения Мантеньи, и что на него также имел влияние Лоренцо Лотто. С достоверностью известно, что в 1514 г. он находился снова в Корреджио, где к следующему году окончил исполнение для тамошнего монастыря миноритов "Мадонны со св. Франциском", находящейся ныне в дрезденской галерее и напоминающей внешним построением своих групп манеру XV в. Фр. Франчья, Л. Косту и Бианки, но уже отличающейся большей свободой движений, живостью концепции, правильностью рисунка, силой и гармонией красок. Исходя от этого, исторически признанного подлинным, произведения Корреджио, новейшая художественная критика приписывает этому художнику следующие "Мадонны", предшествовавшие дрезденской: у г. Фриццони в Милане, в галерее Уффици, во Флоренции, и в городских музеях Павии и Милана. Ко времени пребывания Аллегри в Корреджио (до 1516) относятся: "Бегство в Египет" (в галерее Уффици), "Мадонна со св. Иосифом и св. Иеронимом" (в Гамптонкортском собрании) и "Четыре святых" (у лорда Ашбуртона). Около того же времени (после 1514) он, вероятно, участвовал вместе с другими художниками в исполнении фресок дворца в Новелларе, по заказу вдовы Джампьетро Гонзаги. В 1538 г. он переселился в Парму, где получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания. Исполняя этот заказ, он изобразил над камином Диану-охотницу, а в люнетах — купидонов, играющих с охотничьими принадлежностями, детские фигуры, в которых выразилась уже прелесть и грация его кисти. Возвратившись на короткий срок в Корреджио, где он женился в 1519 году, на следующий год принялся за новые заказы в Парме, из которых особенно замечательны по исполнению фрески купола и пандантивов в црк. св. Иоанна Евангелиста (часть "Коронования Богоматери" снята с первоначального места и хранится в пармской библиотеке). Эти фрески представляют первое последовательное проведение нового принципа в плафонную живопись куполов: художник устраняет материальные, архитектурные преграды, и зрителю, находящемуся внизу, под куполом, изображенное действие кажется как бы происходящим под открытым небом. Одновременно с этой работой Корреджио исполнил фрески "Благовещение" (в црк. св. Марии-Аннунциаты) и "Мадонна делла-Скала" (теперь в пармской пинакотеке; первоначально помещалась над городскими воротами). Успех этих произведений был столь велик, что капитул пармского собора, в 1522 г., поручил Корреджио украсить фресками купол и хор этого храма. Фрески хора остались не выполненными, в куполе же художник изобразил (в 1526—1530 гг.) "Взятие Богоматери на небо", — произведение, хотя и не отличающееся правильностью рисунка, однако, может считаться, с технической и живописной стороны, чудом искусства. В настоящее время оно оказывается пострадавшим до такой степени, что трудно составить себе понятие об его первоначальной прелести (оригинальный эскиз этого произведения — в Имп. Эрмитаже, в СПб.). Из картин на религиозные темы, написанных Корреджио в раннюю пору его деятельности, первое место должно быть отведено "Обручению св. Екатерины", в котором полнейшим образом выразились пленительная грация и нежность его кисти. Копия этой картины находится в неаполитанском музее, где хранятся также грациозная Мадонна Корреджио, известная под названием "Цыганки" (La Zingarella) и "Мадонна с кроликом". К этому же периоду относятся "Христос, являющийся Марии Магдалине в виде садовника" (в мадридском музее) и "Мадонна с корзиной" (в лондонской национальной галерее). Вскоре после 1520 г. стиль Корреджио выработался вполне: его кисть сделалась удивительно нежной и вместе с тем сочной, а светотень дошла до верха совершенства, стала наполнять картины воздушностью, магическим блеском светлых тонов и необычайной прозрачностью теней. К этому времени относятся: "Мадонна, кормящая Младенца грудью" (в Имп. Эрмитаже и в будапештской галерее), "Христос в Гефсиманском саду" (в Апслейгоузе), "Мученическая кончина св. Плакидия" и "Положение во гроб" (в пармской пинакотеке). Гений художника еще полнее выступает в его знаменитых картинах дрезденской галереи: "Рождество Христа" или так назыв. "Ночь" (для црк. св. Проспера в Реджо); "Мадонна с св. Севастианом" (исполненная для моденского собора) и "Мадонна со св. Георгием". С этими тремя перлами живописи могут соперничать корреджиевские "Мадонна со св. Иеронимом" (в пармской пинакотеке), прозванная "Днем", по причине неподражаемого блеска своего теплого, солнечного колорита; "Юпитер и Антиопа" (в луврском музее в Париже), "Школа Амура" (в национальной галерее, в Лондоне), "Ганимед", "Ио и Юпитер" (в Вене), "Даная" (в галерее Боргезе, в Риме), "Леда" (в берлинской галерее) — произведения, не только замечательные своим техническим совершенством, но и пленительные по своей красоте и наивной чувственности. Два аллегорические изображения: "Триумф добродетели" и "Порок, управляемый страстями", написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджио Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию Корреджио можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджио место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства. Ср. Pungileoni, "Memorie istoriche di Ant. Allegri" (Парма, 1817, 3 т.); Bigi, "Notizie di A. Allegri" (Модена, 1873); Jul. Meyer, "Correggio" (Лпц., 1871); Mignaty, "Le Corr è ge, sa vie et son oeuvre" (2 изд., Пар., 1885); Lermolieff, "K unstkritische Studien ü ber italienitshe Malerei" (Лпц., 1890—93).

А. Н-в.

Смотрии так же...