Проведение — в широком смысле пользование музыкальной мыслью в сочинении, в котором она постоянно проходит в разных голосах, в настоящем виде или немного измененной. Проведение встречается в полифонических формах, в фигурации, имитации, каноне, фуге, в гомофонических сочинениях, где тема или ее отрывки проводятся в середине сочинения, составляя тематическую разработку. В больших инструментальных сочинениях Проведение состоит в том, что в каждой части сочинения встречается та же тема, более или менее измененная. Такое Проведение называется тематизмом. Наконец, в опере для большей характеристики проводятся темы, относящиеся к иллюстрации того или другого повторяющегося настроения. Такой тематизм доведен Вагнером в его операх до крайних пределов. В узком смысле Проведение называется появление темы в трех частях фуги. Если в первой части тема проходит по всем голосам, то Проведение называется полным; если тема, пройдя по всем голосам, появляется еще в одном из них, то Проведение называется обильным или сверх меры; если до окончания одним голосом темы другой вступает с той же темой, то такое Проведение называется сжатым, или стретто (см. Фуга).
Н. С.