Карстенс

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЮ
КАЯ

Карстенс Якоб-Асмус (Сarstens, 1754-93) — немецкий живописец. Еще в детские годы проявилась в нем наклонность к рисованию и живописи, но сначала он избрал коммерческое поприще, не переставая, однако, в свободное время заниматься рисованием и усердно изучая трактаты о живописи Менгса и Вэбба. В 1776 г. поступил в ученики Копенгагенской акд. худ., продолжая развивать свой талант при помощи наглядного изучения антиков и гравюр. Первые его крупные произведения, обратившие на него общее внимание, были "Смерть Эсхила" и "Эол и Одиссей". Собравшись в Италию в 1783 г., он в Мантуе изучал фрески Джулио Романо. Вскоре его творчество выразилось в композициях к Гомеру, Эсхилу, Оссиану, Клопштоку и в аллегориях собственного сочинения. Прожив пять лет в Любеке, Карстенс в 1787 г. переселился в Берлин. Здесь рисунок его "Падение ангелов", поставленный на выставку и поразивший знатоков выказанным в нем богатством фантазии художника, доставил ему место профессора в Берлинской акд. худ. К этому времени относятся "Пир Платона" (одна из лучших его композиций), "Битва при Россбахе" и модель конного памятника Фридриху Великому. В 1792 г. он предпринял на счет прусского правительства поездку в Италию, во Флоренции компоновал "Битву центавров и лапифов", а в Риме сочинил "Аргонавтов, посещающих центавра Хирона" и композиция на сюжеты из Лукиана, Гомера, Данта, Софокла, Пиндара, Гете и др. Лучшие из этих произведений — рисунки на темы из мифа об аргонавтах и к "Эдипу" Софокла, а также композиция: "Золотой век". Дабы не прерывать своего художественного совершенствования, Карстенс решил остаться надолго в Риме и через то лишился правительственной субсидии и в последние годы жизни принужден был бороться с нуждой. Картин Карстенс, писанных масляными красками, очень немного — все они по несовершенству его техники и тяжелому колориту не представляют интереса. Большинство его произведений — акварели и рисунки, сделанные пером и карандашом, а также картоны. Им присущи многие недостатки, каковы, напр., неверность анатомии, неправильность рисунка, ошибки против правил перспективы; но эти недостатки искупаются богатством являющихся в них форм и образов, навеянных антиками, благородною классическою простотою и идеальным величием. Изучение антиков и подражание им проникло в плоть и кровь Карстенс до такой степени, что мир греческой поэзии сделался для него, так сказать, духовной родиной, и мысли античных писателей нашли себе в нем прекрасного истолкователя. Поэтому его произведения, рассчитанные на то, чтобы нравиться тесному кругу знатоков, до сего времени не утратили своего обаяния для последних. Кроме вышеупомянутых произведений Карстенс следует указать еще на следующие, большинство которых находится в великогерцогском музее в Веймаре: "Гомер, поющий свои рапсодии грекам", "Пойманный Мегапент", "Сократ, спасающий в битве жизнь Алкивиаду", "Ганимед, похищаемый орлом Зевса", "Эдип в Колоне", "Эдип-Тиран", "Парки", "Ночь и ее дети". Несмотря на свои недостатки, Карстенс может считаться родоначальником возрождения классицизма в немецком искусстве — возрождения, теоретическими проповедниками которого были Винкельман, Лессинг и Гёте. Он основал целую школу, образовавшую Вехтера, Коха, Шика и Генелли и оказавшую влияние на Торвальдсена и Корнелиуса. Впрочем, значение Карстенс выставлялось до недавнего времени в сильно преувеличенном виде, особенно немецкими критиками, смотревшими на него как на основателя новейшего направления их национального искусства. Нельзя не признать, что пренебрежение углублением в природу и замена непосредственного ее наблюдения справками с памятниками античного искусства, равно как и неудовлетворительность живописной техники, удалили Карстенс и его школу от прямых задач живописи. Выбор тем исключительно из античной истории и внешнее подражение антикам заглушили проблески оригинальности во многих из последователей этой школы. Произведения Карстенс изданы Г. Ригелем в гравюрах В. Мюллера (Лпц., 3 т., 1869-84). Ср. Fernow, "Leben des K ünstlers J. A. Carstens" (1806); F. v. Alten, "A.-J. Carstens" (1865); Fr. Pauli, "A. C." (1876); A. Sach, "C's Jugend u. Lehrjahre" (1881); Schuchardt, "Zeichnungen von C. in dem grossherzoglichen Museum zu Weimar".

А. Н-в.

Смотрии так же...