Колокола

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Колокола — В церковном предании, приписывающем введение при христианском богослужении металлических Колокола Павлину, епископу испанскому (353 — 431), рассказывается очень поэтическая легенда о том, что прототипом для них послужили полевые цветы — колокольчики, мелодического шелеста которых заслушался однажды этот епископ. В сочинениях самого Павлина, однако, о Колокола вовсе не упоминается; в исторических памятниках Запада впервые говорится об устройстве Колокола (при церквах Рима и Орлеана) лишь в VII в. Вероятнее предположение, что мысль об употреблении Колокола при богослужении возникла под влиянием колокольчиков (tintinnabulum), бывших в употреблении у римлян (и раньше — у египтян и евреев) для призыва домашней прислуги и рабов, для подачи сигналов в общественных собраниях и т. п. Во время гонений на христиан об употреблении Колокола не могло быть и речи; призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков (называвшихся на Востоке лаосинактами — народособирателями). Позже в монастырях призывали в храм возглашением перед дверями каждой келлии аллилуйя, а еще позже вошли в употребление в монастырях и приходских церквах била (см.). После Константина Великого вошли было в употребление для той же цели духовые инструменты — трубы. В VIII в. Колокола на Западе были при церквах в общем употреблении, благодаря Карлу Великому. Делались они тогда из сплава меди и олова; позже к этим металлам стали прибавлять железо и даже серебро. Папа Иоанн XIV установил обычай "крещения" Колокола, при котором каждому Колокола давалось имя какого-либо святого, что на Западе существует доселе, причем Колокола усвояется сила своим звоном прогонять бесов и даже болезни. На большом Колокола в Женеве значится надпись: Pestem fugo, pello daemones. На Востоке Колокола появились в первый раз лишь в середине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867—886 г.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь двенадцать Колокола для вновь сооруженной церкви. Это нововведение сначала не привилось на Востоке, который долго оставался при своих билах. Только со времени занятия Константинополя крестоносцами (1204) Колокола вновь стали в нем появляться. Сначала Колокола были очень небольшой величины. Когда, в XI в., при соборной церкви города Гильдесгейма был повешен Колокола в 100 пудов, то он всем казался чудом. В Россию Колокола перешли не из Византии, а с Запада, на что указывает уже их русское название (от нем. Glocke, древнее Clocke). Первое упоминание о них в летописях относится к 988 г. В Новгороде Колокола появились при церквах в самом начале XI в. В домонгольский период существовали уже при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве, во Владимире на Клязьме (около 1170 г.), в Новгороде Северском, в Полоцке. Колокола русские были также сначала небольшой величины: когда архиепископ новгородский Макарий, в 1530 г., соорудил для софийской церкви Колокола в 250 пудов, то летописец замечает, что "такого николиже не бывало". Сами русские стали лить Колокола впервые в Киеве, в середине XIII в.; после татарского ига они снова привозились из-за границы, по крайней мере, в Русь северо-восточную. С XVIII столетия Колокола стали делаться в России, местными средствами, хотя иногда и иностранными мастерами. От процентного содержания различных металлов зависит степень звучности и его тембр. В недавнее время (в 1889 г.) сооружен в Харькове Колокола из чистого серебра (с необходимой лигатурой), единственный, кажется, в целом мире (см. Звон). Прежде, чем быть помещенным на колокольню, каждый Колокола освящается архиереем или священником по особому чинопоследованию, помещаемому в "Большом требнике" (См. Звон колокольный).

H. Б - в.

В настоящее время колокололитейным делом в России занято 25 заводов, с ежегодным производством в 923000 руб. На Западе лучшими колокольными заводами славятся Голландия и Бреславль, а у нас Москва, Ярославль, Воронеж, Валдай, Кострома, и Енисейск. Московские Колокола известны чистотой и силой звука. По форме, различной как в главном контуре, так и в частностях, Колокола бывают трех главных типов: русского, западноевропейского и китайского. Самая главная и общеупотребительная форма нашего Колокола, в котором поперечник основания (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами, составляющими, в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в зависимости от величины Колокола, с двумя или четырьмя отверстиями. Поперечник верхнего пояса, при начале надписей или украшений, составляет около двух третей поперечника в краях. В западноевропейских Колокола поперечник сравнительно больше, чем в наших Колокола, а высота меньше — около 7/8 основания. Резкое отличие их — уши, отливаемые в виде кольца для более удобного раскачивания Колокола Звук их резкий и сильный, но короткий, наших же — не резкий, но продолжительный. Форма китайских Колокола, схожих отчасти с индийскими и японскими, отличается большой сжатостью снизу: поперечник основания немного более поперечника верхнего пояса и почти вдвое меньше высоты. Другое отличие их — полукруглые или острые городки, украшающие края их. Китайские Колокола некрасивы, звук их глух и непродолжителен.

Замечательные K. России. Уже исстари Россия славилась своими Колокола До Петра в одной Москве колоколов было так много, что только из лишних в зиму 1700 г. отлили 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Колокола свыше 1000 пудов находятся при многих монастырях. Древнейший и огромнейший Колокола в Москве "Царь Колокол", переливавшийся несколько раз, начиная с XVI в., и весящий 12327 пудов. При Елизавете Петровне, в 1760 г., отлит Колокола в 3351 пуд, разбившийся в 1812 г. Взамен его в 1817 г. отлит новый в 4000 пудов (большой успенский). Такого же веса Колокола имеется и в Троице-Сергиевой лавре, отлитый в 1748 г. Два Колокола замечательны по своему певучему звону: Саввино-Сторожевский в Звенигороде и Симоновский в Москве. Оба отлиты в XVII в. Совершенно особо от всех русских Колокола стоят знаменитые ростовские звоны: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных, которые известны всей России и упоминаются во многих исторических и археологических памятниках. Всего Колокола в ростовской соборной церкви 13, и 9 из них именные: наиболее старинные и крупные — "Сысой" и "Полиелейный", оба в 2000 пудов. Музыкальным строем колоколов известен у нас священник Израилев (см. ниже), о вечевом колоколе см. Вече. Об угличском Колокола — см. Ссыльный колокол.

Второе место по богатству Колокола занимает Англия, где звонить в Колокола — любимое народное увеселение. Там есть даже общества любителей Колокола, общества звонарей. Но благодаря исчезновению монастырей, число Колокола стало уменьшаться. Известные по всей Англии Колокола: "Большой Том" на Christ-Church-College в Оксфорде (425 пудов) и "Великий Петр" в йоркском соборе (602 пуда). Во Франции самый старинный и большой Колокола "Бурдон", в соборе Парижской Богоматери (800 пудов). Италия. Рим имеет лучшие Колокола: в соборе св. Петра (835 пудов), на Капитолии (534 пуда) и др. В Германии сохранились Колокола от древнейшего времени. Самый древний — 1144 г. в Иггенсбахе, в Нижней Баварии; затем 2 Колокола — XIII в., 6 — XIV в., 8 — XV в. и т. д. Самый большой Колокола — в кельнском соборе (Kaiserglocke, 1600 пудов). В Австрии известен своими размерами Колокола на башне церкви св. Стефана в Вене (989 пудов). В Швеции есть оригинальные по материалу Колокола из стекла (в Упсале), издающие превосходный звук. В средневековых легендах Западной Европы рассказы о Колокола занимают немалое место — звон Колокола является в них молящим, радостным, гневным; сами Колокола любят свои места, неохотно покидают церковь, именем покровителя которой они освящены; звонят сами без участия людей, что обыкновенно считалось предвестием бедствия.

В. Р.

Колокола (campana — итал., cloches — фр., Glocke — нем.) средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем Колокола больше, тем ниже его строй. Каждый Колокола издает только один звук. Партия для Колокола средних размеров пишется в басовом ключе, для Колокола малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот. Набор Колокола средних размеров имеет следующий объем:

Применение Колокола более низкого строя невозможно, вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде, так как для звука до в первой октаве потребовался бы Колокола весом в 2862 кг, а для звука на октаву ниже Колокола церкви св. Павла в Лондоне, весом в 22900 кг. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского Колокола (31000 кг), московского (70500 кг) или Царь-Колокола (350800 кг). В 4-м акте оперы "Гугеноты" Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных Колокола, издающих звуки фа в 1-й октаве и до во 2-й. Колокола применяются в оркестрах симфоническом и оперном ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для Колокола числом от 1 до 3 Колокола, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки Колокола средних размеров имеют торжественный характер.

Набор Колокола (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами (carillon — фр., Glockenspiel — нем.). Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находятся также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные Колокола существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы III Сысоевича. В настоящее время на строй Колокола обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата подобного метроному. Гармонически настроенные Колокола протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Орианде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. "Журнал Русского Физико-химического Общества", т. XVI, 1884 г. и стр. 17, "Русского Паломника", 1887 г., № 17). Набор маленьких Колокола, применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов. В настоящее время в театрах стали применять Колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных Колокола Объем набора таких Колокола:

Для колоколен изобретен в 1893 г. англичанином Герингтоном набор цилиндров разной длины из особенного металлического сплава с бьющими по ним молотками. От той или другой длины цилиндров зависит высота звука, от большего или меньшего диаметра — сила. Цилиндры поддаются точному строю и не столь массивны, как Колокола Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в прошлом столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжен клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере "Волшебная флейта". В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном (см.). Играющий бьет по пластинкам двумя молоточками. Объем металлофона:

Этот инструмент иногда снабжен и клавиатурой.

Н. Соловьев.

Смотрии так же...