Инициатива законодательная

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
И ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЩ ИЮ ИЯ
ИНА
ИНВ
ИНГ
ИНД
ИНЕ
ИНЖ
ИНЗ
ИНИ
ИНК
ИНН
ИНО
ИНР
ИНС
ИНТ
ИНУ
ИНФ
ИНХ
ИНЦ
ИНЧ
ИНШ
ИНЪ
ИНЬ
ИНЯ

Инициатива законодательная т. е. право непосредственно возбуждать вопрос об издании нового закона или об отмене прежнего — составляет самостоятельное политическое право, отличное от права обсуждения законодательных вопросов в общественных собраниях или в печати, равно как от права отдельных лиц, сословий или корпораций ходатайствовать перед правительством о своих нуждах или об удовлетворении общих потребностей страны (т. наз. права петиций). В монархиях неограниченных право законодательной Инициатива законодательная прежде всего принадлежит монарху, сосредотачивающему в своих руках всю законодательную власть. В России законодательный почин или, по терминологии закона, "первообразное предначертание законов" принадлежит, во-первых, "высочайшему усмотрению и непосредственному повелению", а затем трем высшим органам исполнительной власти — Сенату, Синоду и министерствам; последние, однако, могут осуществлять предоставленное им право почина только с разрешения императора. Законодательное учреждение — Государственный совет — этим правом не пользуется; к ведению его относится лишь рассмотрение уже возбужденных законодательных вопросов. В государствах конституционных право законодательной Инициатива законодательная принадлежит обыкновенно в равной мере парламенту (каждый член которого — притом в обеих камерах, если их две — может предлагать на обсуждение законодательного собрания всякого рода законопроекты) и исполнительной власти. Такое разделение Инициатива законодательная между властями законодательной и исполнительной принято в настоящее время почти всеми конституциями (во Франции, Англии, Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Пруссии, Мексике). В Соединенных Штатах законодательная Инициатива законодательная составляет монополию конгресса. В португальской конституции содержится ограничение главы государства относительно законодательной Инициатива законодательная Принадлежащее теперь повсеместно парламентам право законодательного почина развилось постепенно из прежнего права обращаться к королю с петициями по законодательным вопросам. В Англии право это признано за палатой общин еще в начале XV столетия; до тех пор обращаемые к королю ходатайства нижней палаты предварительно должны были обсуждаться в палате лордов. С воцарением династии Тюдоров право петиций (получивших к этому времени название bills) незаметно превратилось в право регулярной парламентской Инициатива законодательная Во Франции вопрос о праве законодательного почина получил теоретически правильное разрешение лишь в недавнее время, после длинного ряда колебаний. Учредительное собрание 1789 г. присвоило законодательной власти право исключительной Инициатива законодательная; король мог только приглашать собрание войти в обсуждение данного предмета. Конституция III года предоставила Инициатива законодательная исключительно Совету пятисот, предоставив Директории право приглашать совет войти в обсуждение данного вопроса. Конституция VIII года, заботясь об усилении исполнительной власти, присвоила Инициатива законодательная исключительно консулам; то же начало удержано и хартией 1814 г., в силу которой палаты могли только просить короля, чтобы он внес в парламент проект закона, т. е. создано было совершенно обратное положение сравнительно с 1789 годом. На деле, впрочем, в период Реставрации право парламента формулировать обращаемую к королю петицию в виде отдельных статей законопроекта выразилось значительным числом законов, обязанных своим происхождением парламентскому почину. Подобная практика превратилась в право с изданием хартии 1830 г., допустившей разделение Инициатива законодательная между королем и парламентом, тот же принцип был сохранен и конституцией 1848 г. Конституция 1852 г. вернулась к началу, принятому конституцией VIII года, с тем притом дополнением, что всякое изменение в тексте законопроекта подлежало одобрению государственного совета. После 1871 г. разделение Инициатива законодательная между обеими властями применялось фактически, как одно из существенных начал парламентского режима; конституция 1875 г. только узаконила эту установившуюся практику. Германская конституция признает равноправность союзного совета и рейхстага относительно права законодательной Инициатива законодательная В рейхстаге право почина принадлежит каждому члену, с тем чтобы его предложение было подписано не менее чем 15 членами. В Швейцарии по отношению к пересмотру союзной конституции получила практическое осуществление идея непосредственной народной Инициатива законодательная 5 июля 1891 г. народным голосованием (большинством 181888 голосов, против 120372) принят законопроект, по которому частный пересмотр основных законов допускается и по народной Инициатива законодательная (l'initiative populaire). По определению закона 1891 г., народная Инициатива законодательная состоит в заявлении, поданном 50000 швейцарских полноправных граждан и требующем принятия новой конституционной статьи или отмены или изменения тех или других статей действующей конституций. См. Пересмотр конституции, Referendum.

С. Л.

В Финляндии право Инициатива законодательная принадлежит императору велик. князю, а с 1886 г. — и сейму, но последнему с некоторыми ограничениями: по вопросам, относящимся до основных законов, до законов об организации народной обороны и до законодательства по делам печати, право Инициатива законодательная принадлежит исключительно императору великому князю. Последний осуществляет свое право Инициатива законодательная следующим образом: Сенат в общем своем собрании изготовляет законопроект, который и представляется на усмотрение государя, но Инициатива законодательная, собственно говоря, имеет место лишь тогда, когда государь по рассмотрении проекта решает предложить его сейму. В силу права почина, предоставленного сейму, каждый депутат в течение 15 дней после открытия сейма может делать предложения в среде того сословия, к которому он принадлежит. Затем по докладу одной из комиссий сейм решает, следует ли проект закона, служащий предметом предложения, внести на утверждение государя. Из указанных положений установлено исключение для церковного законодательства: по всем предметам, относящимся до устройства лютер. церкви, право законодательной Инициатива законодательная принадлежит исключительно Синоду.

Смотрии так же...