Воронич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Воронич (Ян-Павел) — польский писатель; родился на Волыни в 1757 г.; учился в Остроге у иезуитов и рано поступил в их орден; четырнадцатилетним юношей он уже был учителем пиитики в иезуитских школах, но после упразднения ордена занимал место настоятеля разных приходов. Во время существования герцогства Варшавского Воронич был членом государственного совета; в 1815 г. был назначен императором Александром I на епископскую кафедру в Кракове; в 1827 г. сделан варшавским архиепископом и примасом Царства Польского; получив этот сан, он короновал в этом же году в Варшаве императора Николая польской короной и вскоре за тем скончался в Вене.

Воронич прожил весьма важную эпоху в жизни польского народа: он собственными глазами видел политическое его падение, восстание Костюшко, наполеоновские походы и восстановление Царства Польского под русским скипетром; все эти события глубоко его потрясли; он старался себе выяснить причины катастрофы и найти возможный исход. Он слишком любил прошедшее Польши, чтобы во внутреннем ее устройстве найти разлад и недостатки; поэтому единственную причину потери политической самостоятельности он видел в чужестранном вмешательстве, особенно же в коварстве и интригах Пруссии, преемницы политики Тевтонского ордена. С другой стороны, он не верил, чтобы можно было возвратиться когда-нибудь к прежнему положению. И вот на месте сепаративной Польши предстал перед умственным взором Воронич более широкий горизонт — картина всего славянства. Таким образом Воронич, не переставая быть горячим патриотом-поляком, стал вместе с тем панславистом и указал дальнейший путь Коллару и другим панславистским поэтам. Все эти взгляды Воронич нашли себе выражение в стихотворных его произведениях: в одних из них он возвращается мыслью к легендарному прародителю сарматов-славян ("Assarmot"), который дает заветы своему племени; в другом он описывает основание славянско-польского государства баснословным Лехом ("Lech"), который селится между северными славянами в качестве не завоевателя, а брата. Цельнее всего идеи Воронич отразились в обширной его поэме "Sybilla", в которой он рисует поэтическую картину польской истории. Произведения Воронич имели мало успеха. Это происходит оттого, что у Воронич, как это заметил Спасович, форма не соответствует новизне содержания. Воронич не только не создал свежей формы, не только не был предтечей романтизма, но он не мог отделаться от отживших уже форм псевдоклассицизма; и эта псевдоклассическая форма, в то время когда польская публика привыкала уже к музыкальному размеру баллад и романсов, и была причиной того, что сравнительно немногие читали Воронич Сочинения были изданы три раза: "Роеzje" (Краков, 1832); "Pisma" (Краков, 1832—33, в 6 т.) и "Dzieła" (Лейпциг, 1835, в 3 т.). Из прозаических сочинений Воронич особенно замечательны его проповеди, отчасти похожие на проповеди Скарги, поклонником которого Воронич оставался всю свою жизнь. Он умел изменять свой язык и слог сообразно обстоятельствам и иначе говорил в деревенской церкви толпе крестьян, иначе с богатой кафедры перед интеллигенцией; особенно замечательны его речи по поводу открытия сеймов герцогства Варшавского, похорон князя Иосифа Понятовского (1817), Костюшко (1818), князя Адама Чарторыжского (1823) и императора Александра I. Все его проповеди помещены во втором и третьем издании его сочинений.

И. Л.

Смотрии так же...