Водовозов Василий Иванович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Водовозов Василий Иванович — один из основателей новой русской педагогии, родился в 1825 году в Петербурге в купеческой семье. Учился в коммерческом училище и на филологическом факультете петербургского университета. Как в годы студенчества, так и во время четырехлетнего пребывания в Варшаве в качестве учителя реальной гимназии он крайне нуждался, и его обстоятельства несколько поправились лишь с тех пор, когда он получил (в 1851 г.) место преподавателя словесности в 1-й петербургской гимназии (в 1860-62 гг. по приглашению Ушинского Водовозов Василий Иванович преподавал литературу и в Смольном институте). Еще в Варшаве Водовозов Василий Иванович усердно занимался переводами греческих и римских классиков. С 1856 г. он стал печатать в журналах как эти переводы, так и статьи по истории русской и всеобщей литературы: некоторые из них вошли в состав его известных книг "Новая русская литература" (от Жуковского до Гоголя включительно; 1866) и "Словесность в образцах и разборах" (1868). В деле преподавания словесности заслуги Водовозов Василий Иванович весьма значительны: преимущественно благодаря его трудам из наших средних учебных заведений было изгнано зазубривание теории словесности по тетрадке, продиктованной учителем, и заменено непосредственным изучением произведений русской и иностранной литератур. Водовозов содействовал также установлению правильного метода в преподавании истории литературы. В своих литературных работах Водовозов определял ценность художественного произведения главным образом по его нравственному смыслу и общественному значению. Несмотря на то, что Водовозов Василий Иванович прекрасно знал древние языки и литературы и перевел стихами некоторые произведения Софокла, Еврипида, Пиндара, Анакреона, Катулла и Горация, он при обсуждении вопроса о постановке среднего образования в России явился энергическим противником классической системы. В статьях и рефератах по этому вопросу Водовозов Василий Иванович доказывал, что в отношении грамматической логики и лингвистических упражнений классические языки могут быть с успехом заменены тремя новыми иностранными и родным языком и что в основу гимназического курса должны быть положены литература, история, география, естествознание и математика. Эти взгляды были причиною того, что в 1866 г. Водовозов Василий Иванович пришлось оставить службу.

Еще в первой половине шестидесятых годов Водовозов Василий Иванович немало занимался вопросами первоначального обучения, и теоретически, в журнальных статьях, и практически, в руководимой им воскресной школе. Результатом этих занятий, а также изучения иностранных школ и иностранной педагогической литературы явилось составление им в 1871 г. "Книги для первоначального чтения" (год I), изданной совместно с "Книгою для учителей". И та, и другая вызвали самые сочувственные отзывы специалистов-педагогов, были одобрены учеными комитетами мин ист. народного просвещения и Св. синода, увенчаны Педагогическим обществом денежною премиею имени К. Д. Ушинского, золотою медалью вольного экономического общества по присуждению Комитета грамотности и, наконец, золотою медалью в память гр. Киселева по присуждению Ученого комитета Министерства государственных имуществ. "Книга для первоначального чтения" (ч. I) быстро распространилась в наших народных школах; в течение двадцати лет ее разошлось более 700000 экземпляров. В своей книге Водовозов Василий Иванович дал строго обдуманный цикл элементарных данных из области естествоведения, истории и географии; не было недостатка и в статьях, цель которых — правильное развитие воображения, чувства прекрасного и нравственного чувства. Через 8 лет после составления первой части "Книги для первоначального чтения" появилась ее вторая часть, предназначенная автором для старшего возраста и для взрослых. Здесь автор охватил уже более обширный круг знаний из области естественной истории, физики, географии и этнографии; немало места отвел он также отрывкам из сочинений наших лучших авторов.

Из написанного Водовозов Василий Иванович назовем еще: "Рассказы из русской истории" (вып. 1-й, 1861 г., вып. 2-й, 1864 г.); "Русская азбука для детей" (1873); "Предметы обучения в народной школе. Методика обучения грамоте, арифметике и другим предметам" (1873 г.); "Русские сказки в стихах" (1882 г.); "Очерки из русской истории X VIII века с приложением очерков из древнерусской жизни и из истории допетровского переходного времени" (1882) — одно из лучших популярных сочинений по истории России XVIII века, и др. После смерти Водовозов Василий Иванович (умер 1886) были изданы особым сборником его "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888 г.) Ср. "Водовозов Василий Иванович И. Водовозов", Водовозов Василий Иванович И. Семевского (СПб., 1888).

Смотрии так же...