Амвросий Миланский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АМА
АМБ
АМВ
АМГ
АМД
АМЕ
АМЗ
АМИ
АММ
АМН
АМО
АМП
АМР
АМС
АМТ
АМУ
АМФ
АМШ
АМЫ
АМЬ
АМЮ

Амвросий Mиланский

(святой) — один из замечательнейших отцов церкви; род. (как предполагают) от префекта Галлии в Трире около 340 г. Воспитывался в Риме и уже в 369 г. был назначен Валентинианом наместником Северной Италии, с резиденциею в Милане. Занимая этот пост, он заслужил высокую любовь и уважение народа, так что при спорном выборе епископа в 374 г. Амвросий Миланский, будучи еще некрещеным, как гласит предание, устами ребенка, закричавшего "Амвросий епископ", был избран в епископы обеими партиями и после долгого сопротивления рукоположен 7 декабря. В сане епископа Амвросий Миланский с чрезвычайною энергиею и большим успехом заботился о введении в церкви твердой организации, чтобы дать ей возможность пережить Римскую империю, в то время уже начавшую распадаться. С этою целью он добивался сохранения чистоты церковных догматов от влияния лжеучений и поступил весьма решительно против ариан (см. Арианство). С другой стороны, он ревностно заботился о независимости церкви от государства и с необыкновенною смелостью отражал притязания и захваты светской власти, принудив даже императора Феодосия к церковному покаянию за то, что тот через посла своего Руфинуса приказал изрубить восставших в Фессалии. Амвросий имеет также огромное значение как церковный учитель. Важнее прочих его три книги: "De officiis clericorum" (изданные Крабингером, Тюбинген 1857 г., на немецком языке Лихтером, Кобленц, 1830 г.), которые в течение нескольких столетий служили руководством этики; аллегорическое изложение сотворения мира "Hexaemeron", пять догматических книг "De fide" и 84 писем и проповедей. Приписывавшиеся же прежде Амвросию комментарии ("Ambrosiaster") 12-ти посланий св. Павла принадлежат не ему, а представляют сборник, составленный, вероятно, за время от 380 до 800 года.

Большие заслуги имеет Амвросий Миланский также в области церковного пения в качестве составителя текста духовных песен; но из тридцати гимнов, которые ему приписываются, только двенадцать принадлежат ему в действительности; знаменитый гимн "Тебя Бога хвалим" (Те deum laudamus), известный под именем "Амвросианского", долгое время приписывавшийся Амвросий Миланский, сочинен также не им, а первоначально появляется в V в. Им же введен так назыв. Амвросий Миланский напев, своеобразная ритмическая мелодия, заключающая элементы как вост. церк. пения так др.-греч. речитатив. музыки. До Амвросий Миланский церковное пение на Западе не было подведено под определенные правила. В видах большей строгости и для избежания произвола Амвросий Миланский установил тональности и способ исполнения для духовной музыки, взяв за образец напевы греческой церкви, как удостоверяет св. Августин (Confess. IX, 7). Тоны, или гласы, установлены Амвросий Миланский совершенно согласно с напевами православной греческой церкви. Амвросий умер 4 апреля 397 г. и похоронен под алтарем Амвросианской базилики; его останки снова были найдены 8 августа 1871 г. и папским бреве от 7 декабря 1873 г. признаны за подлинные мощи. Амвросий Миланский считается патроном города Милана, библиотека которого названа его именем. Его "Opera" изданы в двух фолиантах в Париже (1686—90 г.; вновь изданы Баллерини, Милан, 1875). Избранные сочинения Амвросий Миланский перевел Ф. Х. Шульте (т. I и II, Кемптен, 1871—1880). Ср. Бонара, "Histoire de Saint-Ambroise" (Париж, 1871; на немец. Биттль, Фрейбург, 1874). Его значение, особенно в Милане, было громадно. И на монетах, чеканенных в Милане, было помещаемо изображение Амвросия.

Смотрии так же...