Часы, церковные службы

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧАА
ЧАБ
ЧАВ
ЧАГ
ЧАД
ЧАЕ
ЧАЖ
ЧАЗ
ЧАИ
ЧАЙ
ЧАК
ЧАЛ
ЧАМ
ЧАН
ЧАО
ЧАП
ЧАР
ЧАС
ЧАТ
ЧАУ
ЧАХ
ЧАЦ
ЧАЧ
ЧАШ
ЧАЩ
ЧАЯ

Часы, церковные службы — этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Часы дня. Службы Часы (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так: 1) бывают Часы трипсалмные, заключающие в себе по 3 псалма. Из этих Часы одни бывают обычные, вседневные, другие — великопостные, третьи — царские (см.); 2) бывают Часы без псалмов, а состоящие из одних воскресных песнопений; таковы Часы пасхальные. Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую часть обычных Часы составляют псалмы, вторую — тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Служба того часа, которым начинается ряд служб (3-го перед литургией, 9-го перед вечерней) начинается возгласом священника и чтением начальных молитв; служба того часа, который не непосредственно следует за другою службою (после утрени — первый час), начинается воззванием "Приидите поклонимся" (трижды). О древности служб в 3, 6 и 9 Часы дня свидетельствуют Климент Александрийский, Апостольские Постановления, Тертуллиан, Афанасий Вел., Василий Вел. и др. Первый час, соответствующий нашим 7, 8 и 9 часам утра, следует за утренею. Церковь освящает начало дня молитвою от времен апостольских. Василий Великий, советуя молиться утром, чтобы первые движения нашего ума и сердца были посвящены Богу, приводит некоторые слова псалмопевца, которые теперь в православной церкви произносятся на первом часе. Препод. Кассиан говорит, что первый час получил свое начало во времена Саввы Освященного, в монастыре Вифлеемском. Никон Черногорец прибавляет, что 1-й час был соединен с утреней. С VI в. 1-й час богослужения становится известным и на Западе, как видно из устава св. Бенедикта. Коптская церковь и до настоящего времени не знает 1-го часа, как времени общественного богослужения. Третий час соответствует нашим десятому, одиннадцатому и двенадцатому дня, а шестой — первому, второму и третьему пополудни. Службы этих Часы приняты церковию от древних времен. Распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, является известным в IV в. при Феодосии Старшем. Сделано оно, как полагают, Пахомием Великим. Девятый час по нашему счислению соответствует 4-му, 5-му и 6-му Часы дня. Уже апостолы освящали молитвою девятый час (Деян. III, 1). Заповедь совершать молитву в девятый час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в Постановлениях Апостольских. Василий Великий приписывает службе апостольское установление. Псалмы этой службы избраны Пахомием Великим, а тропари и молитва, ныне читаемые на девятом часе, принадлежат Василию Вел. В дни четыредесятницы службы 3-го, 6-го и 9-го Часы совершаются вместе. К особенностям великопостных Часы относится то, что после обычных псалмов поются, для каждого часа особые, постные тропари, в которых воспоминаются совершившиеся в те Часы события; полагается также чтение кафизм и паремий (на 6-м часе) и в конце Часы молитва св. Ефрема Сирина с поклонами. С великопостными Часы соединяется последование изобразительных или обедницы, каковое название объясняется из того, что это последование изображает, а иногда и заменяет литургию. Молитвословия и песнопения этого последования составляют продолжение и окончание великопостных Часы Оно состоит в пении евангельских блаженств, прерываемых молитвою разбойника: "Помяни мя, Господи" и продолжается славословием Триединому Богу "Лик небесный", исповеданием веры в символе веры и исповеданием грехов в молитве: "Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша", чтением или пением кондака, молитвою Ефрема Сирина и заключается псалмом: "Благословлю Господа на всякое время", после которого бывает отпуст Часы, если вечерня бывает отдельно. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890); И. Мансветов, "Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (М., 1885); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (ч. II, Курск, 1900).

Смотрии так же...