Последование(церк.) — в книгах для общественного богослужения так называется изложение, или указание молитв только одного рода, т. е. или изменяемых, или неизменяемых. Отсюда двоякого рода Последование: одни содержат в себе только неизменяемые молитвословия (напр., в Служебнике и Часослове Последование утрени и вечерни), другие — одни изменяемые (Последование Триоди, Минеи, Типикона). Название Последование (άχολουθία — следование) произошло, вероятно, от того, что молитвы и песни, находящиеся в Последование, всегда поют вслед за другими молитвами, которых нет в данном Последование и которые находятся в другой богослужебной книге. Исключением служат весьма немногие Последование, в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Слово "Последование" прилагается и к одной службе, например: "Последование утрени", "Последование вечерни" и ко многим службам дня, напр. "Последование понедельника", "Последование воскресения", "Последование святому", "Последование празднику" и т. п. В книгах, относящихся к частному богослужению — напр., в Требнике — слово "Последование" иногда надписывается над молитвословиями того богослужения, которое, по уставу церкви, должно следовать за другим: Последование крещения — за оглашением, Последование обручения — сряду по божественной литургии, и др. См. прот. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858).