Чайковский, Петр Ильич

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧАА
ЧАБ
ЧАВ
ЧАГ
ЧАД
ЧАЕ
ЧАЖ
ЧАЗ
ЧАИ
ЧАЙ
ЧАК
ЧАЛ
ЧАМ
ЧАН
ЧАО
ЧАП
ЧАР
ЧАС
ЧАТ
ЧАУ
ЧАХ
ЧАЦ
ЧАЧ
ЧАШ
ЧАЩ
ЧАЯ

Чайковский, Петр Ильич — один из крупнейших русских композиторов. Род. 25 апреля 1840 г. в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Чайковский, который по собственному настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои досуги. Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Нельзя сказать, чтобы музыкальная атмосфера окружала Чайковский в детстве. Домашний орган с валами был первым знакомым ему инструментом, на котором он услыхал арию Церлины из "Дон Жуана" Моцарта. В продолжение всей жизни Чайковский сохранил особое благоговение к этому великому композитору. Музыкальный слух и память проявились у Чайковский рано. В 1845 г. Чайковский начал учиться игре на фортепиано, а через три года читал ноты не хуже своей учительницы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано, как взрослый. Способность фантазировать за фортепиано проявилась у Чайковский в 50-х годах. Во время своего пребывания в училище Правоведения, Чайковский не проявлял среди товарищей своих особых стремлений к музыке. В 1859 г. Чайковский, окончив курс, поступил на службу в департамент министерства юстиции. Жизнерадостный юноша беспечно проводил время; никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепиано, не видел в своем ученике ничего особенного. Он решился, однако, поступить в Петербургскую консерваторию, несмотря на довольно скептическое отношение родственников к его намерению. Вера в свое призвание у Чайковский была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: "С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной". Занимался Чайковский в классе теории композиции профессора Н. И. Зарембы, позднее — в классе инструментовки А. Г. Рубинштейна. Оставив службу, Чайковский испытывал материальную нужду. В 1865 г. Чайковский окончил курс Консерватории с серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера: "К радости". Другие его консерваторские работы — увертюра к "Грозе" и танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу "Воевода". При основании Консерватории в Москве в 1866 г. Чайковский был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F- dur, с успехом средним. В том же году Чайковский начал первую симфонию; в следующем году andante и скерцо из нее исполнялись в русском музыкальном обществе в СПб. К периоду 1866—67 г. относятся еще увертюра на датский гимн и ряд фортепианных пьес: "Воспоминание о Гапсале", обративших на себя всеобщее внимание. В 1867 г. Чайковский начал писать оперу "Воевода", и в том же году в Москве, в симфоническом собрании, были исполнены танцы из нее. Первая его симфония целиком была исполнена в симфоническом собрании рус. муз. общ. в 1868г. с большим успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковский заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера "Воевода", поставленная в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению "Фатум" (1868 г.), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Чайковский, "Ундина", оконченная в 1869 г., сцены не видала. Она тоже уничтожена автором в 18 7 3 г., за исключением некоторых номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения Чайковский Осенью 1869 г. Чайковский пишет увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта", с которой начинается настоящее его значение в истории искусства. Хотя это произведение имело в Москве успех средний, но впоследствии оно немало содействовало популяризации имени Чайковский В том же году Чайковский написал шесть романсов, из которых "Нет, только тот", "И больно, и сладко", "Слеза дрожит", "Отчего", "Ни слова, о друг мой" сразу завоевали всеобщий интерес. Ступенями к славе были для него также первый квартет d-dur (1871), опера "Опричник" (1872), симфоническая фантазия "Буря" (1873). На конкурсе рус. муз. общ. в 1875 г. его опере "Кузнец Вакула" была присуждена первая премия. Данная в Петербурге в 1876 г., она не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий; впоследствии сам Чайковский признал ее недостатки. За нею последовала опера "Евгений Онегин", которой, вместе с шестой симфонией, написанной в конце жизни Чайковский, суждено было увековечить его имя. Сначала Чайковский не верил в успех "Онегина", называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению. Первое представление этой оперы состоялось в Московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был средний; надо полагать, что причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 г. "Евгений Онегин" исполнен был в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Чайковский В 1877 г. произошла перемена в материальной обстановке Чайковский, благодаря Η. Φ. фон Мекк, предложившей Чайковский ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Это дало Чайковский возможность посвятить все свои силы композиторской деятельности; а когда Чайковский хорошо работал, то, по его словам, это значило, что он хорошо себя чувствовал. Сочинения Чайковский, эпизодически проникавшие за границу и находившие таких поклонников, как Бюлов, все более и более там распространялись, особенно благодаря концертам в Париже, под управлением Н. Г. Рубинштейна (2-й фортепианный концерт, "Буря", серенада и вальс для скрипки), на всемирной выставке в 1878 г. В том же году Чайковский написал литургию св. Иоанна Златоуста. Следующая опера: "Орлеанская дева" (1879), с либретто, составленным композитором преимущественно по Шиллеру в переводе Жуковского, не оправдала надежд композитора. Она была дана в Петербурге в 1881 г. Шумный успех первого представления не повторился на втором, и опера не стала репертуарной. Большую удачу Чайковский имел с оперой "Мазепа" (1883), поставленной в Москве в 1884 г., гораздо меньшую — с "Чародейкой", имевшей в Петербурге, где она была в первый раз поставлена в 1887 г., посредственный успех. Репутация Чайковский, как оперного композитора, воспрянула с "Пиковой дамой ", поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Эта опера, не сходящая с репертуара, по своей популярности не уступает "Евгению Онегину". Она обошла, наравне с последнею, все оперные сцены России. Эти две оперы проникли за границу, где их не покидал успех. Последняя опера Чайковский, "Иоланта", дана в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом "Щелкунчик". Не менее обширна была деятельность Чайковский, как симфониста. Его шесть симфоний, три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик" представляют чрезвычайно ценный вклад в область русской музыки. Драматическая опора — задача сложная, требующая рельефности, чувства меры, пропорциональности в частях, сжатости и цельности в общем. Хотя Чайковский эта задача не всегда давалась, тем не менее он проявил во многих сценах (в "Евгении Онегине", "Мазепе", "Пиковой даме") замечательное мастерство, да и в других его операх есть множество отдельных красот; каждая из них представляет крупный интерес для развитого музыканта. В симфонической музыке Чайковский, как говорится, был более у себя дома. Сплошной музыкальный интерес, богатство красок, удивительная способность извлекать из оркестра разнообразнейшие эффекты, от самых нежных до самых мощных, — все это ставит Чайковский в ряд перворазрядных симфонистов музыкального мира. В камерной музыке сильно отразилась его богато одаренная музыкальная натура, иногда преступавшая границы этого рода музыки. Его техника иногда выходила из рамок и представляет для исполнителей большие трудности. В области романса Чайковский — замечательный лирик. Вообще, какого бы рода музыки Чайковский ни касался, всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент. Его сочинения в области духовной музыки скорее пленяют своей красотой, своим мягким лиризмом, чем возбуждают истинно молитвенное настроение. Вся музыка Чайковский проникнута преимущественно русским складом. Широкая эрудиция, необычайно развитая техника дали Чайковский возможность коснуться многих областей музыкальной композиции. Трудолюбие Чайковский было необычайное. Он не мог оставаться без работы, без творчества. Одна музыкальная мысль сменялась другой; можно сказать, что творческий процесс в продолжение кипучей 28-летней композиторской деятельности никогда не останавливался на долгое время. Одиночество было для него счастьем, так как оно предоставляло ему возможность отдаваться всем существом своему любимому делу. В каталоге сочинений Чайковский значатся 76 opus'ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковский, — этот вопрос не разъяснен. На жизненном пути Чайковский встречались люди, сыгравшие большую роль в его артистической карьере. К ним относятся А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (в особенности последний, который был строгим судьей сочинений Чайковский, но вместе с тем и самым энергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, замечательный по бескорыстию издатель сочинений Чайковский, брат Чайковский, Модест, его сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его, А. И. Давыдова. Император Александр III в 1888 г. назначил Чайковский пенсию в 3 тыс. руб. Общительный и ласковый характер Чайковский, а также обаятельность его сочинений дали ему массу друзей. Среди них были и музыканты, принадлежавшие к различным группам, но, как ни дружил Чайковский с композиторами других направлений, он оставался верен своим взглядам. По своей нервности Чайковский не мог оставаться где-нибудь подолгу и с 1877 г. вел жизнь кочевую. Он совершал многократно артистические поездки по России и за границей (в Германии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими операми и концертами, составленными из его произведений. Педагогическая деятельность была Чайковский не по сердцу, но тем не менее он пробыл профессором в Консерватории в Москве 12 лет и написал учебник гармонии. Только под конец жизни Чайковский обосновался в Клину, где и сохранилась его квартира со всею обстановкой; там же и архив Чайковский Концерт 16 октября 1893 г., где он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией, был лебединой песнью Чайковский 25 октября он скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Капитальным трудом, дающим возможно полную характеристику Чайковский, является "Жизнь Петра Ильича Чайковского" (3 т., 1903), составленная М. И. Чайковским. Сюда вошел материал из архива Чайковский, "Памятной книжки правоведов XX выпуска", Мордвинова (СПб., 1894), "Воспоминаний о П. И. Чайковском" Кашкина (Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Чайковский

Н. Соловьев.

Смотрии так же...