София Алексеевна — третья дочь царя Алексея Михайловича, родилась в 1657 году. Воспитателем ее был Симеон Полоцкий (см.). После смерти Федора Алексеевича на престол был избран Петр I. (1682 г.). Вместе с этим возвышалась партия Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Партия Милославских, родственников первой жены царя Алексея Михайловича, во главе которой стала царевна София Алексеевна Алексеевна, воспользовалась происходившими тогда волнениями стрельцов, чтобы истребить главнейших представителей парии Нарышкиных и парализовать влияние на государственные дела Натальи Кирилловны (см. Стрелецкие бунты). Результатом явилось провозглашение 23 мая 1682 г. двух царей, Иоанна и Петра Алексеевичей, которые должны были править совместно, причем Иоанн остался первым царем, а Петр — вторым. 29 мая, по настоянию стрельцов, за малолетством обоих царевичей, правительницей государства была провозглашена царевна София Алексеевна С этой поры и до 1687 г. она сделалась фактически правительницей государства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствия среди стрельцов (см. Стрелецкие бунты). Первым делом София Алексеевна было усмирить волнение, поднятое раскольниками, которые, под предводительством Никиты Пустосвята (см.), добивались восстановления "старого благочестия". По распоряжению София Алексеевна, главные предводители раскольников были схвачены; Никита Пустосвят казнен. Против раскольников были приняты суровые меры: их преследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению. Вслед за раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, кн. Хованский, приобретший большую популярность среди стрельцов и обнаруживавший на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к боярам, но и к София Алексеевна, был схвачен и казнен.. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Шакловитый (см.). При София Алексеевна был заключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Россия получила навсегда Киев, уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года, Смоленск; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии. Тяжелые обстоятельства, нападения турок, принудили Польшу заключить такой, невыгодный для нее, мир. Россия обязалась за него помочь Польше в войне с Турцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей и Венецией. Вследствие принятого Россией на себя обязательства, любимец София Алексеевна, кн. В. В. Голицын (см.), два раза ходил в Крым. Эти так наз. крымские походы (в 1687 и 1689 г.) окончились неудачей. Во время первого похода была зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича (см.), не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его место был избран Мазепа (см.). Русское войско принуждено было вернуться. Во второй поход русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире; переговоры затянулись, войско ощущало сильнейший недостаток в воде, и русские принуждены были воротиться, не заключив мира. Несмотря на. эту неудачу, София Алексеевна наградила своего любимца, как победителя. С Китаем в правление София Алексеевна был заключен Нерчинский договор (1689 г.), по которому оба берега Амура, завоеванные и занятые казаками, были возвращены Китаю. Договор этот был заключен окольничим Федором Головиным и вызван постоянными столкновениями с китайцами, угрожавшими даже настоящей войной (см. соотв. статью). Правление София Алексеевна продолжалось до 1689 г., пока Петр I (см. соотв. статью) занимался потехами. В этом году ему исполнилось 17 лет и он задумал править самостоятельно. Враждебно настроенная против София Алексеевна Наталья Кирилловна говорила о незаконности правления София Алексеевна Шакловитый вздумал поднять стрельцов в защиту интересов София Алексеевна, но они не послушались. Тогда он решился погубить Петра и его мать. Замысел этот не удался, так как Петру донесли о намерениях Шакловитого, и царь уехал из Преображенского, где он жил, в Троицко-Сергиевскую лавру. София Алексеевна уговаривала Петра возвратиться в Москву, но безуспешно посылала с этой целью бояр, наконец, патриарха. Петр не поехал в Москву, не возвратился и патриарх Иоаким, лично не расположенный к София Алексеевна Видя неуспех своих просьб, София Алексеевна отправилась сама, но Петр не принял ее и требовал выдачи Шакловитого и известного Сильвестра Медведева (см.) и других ее сообщников. София Алексеевна не выдала их сразу, а обратилась за помощью к стрельцам, к народу, но никто ее не слушал; иноземцы, с Гордоном (см.) во главе, ушли к Петру; стрельцы принудили София Алексеевна выдать сообщников. В. В. Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и состоявшие в заговоре с ними стрельцы были казнены. София Алексеевна должна была удалиться в Новодевичий монастырь; оттуда она не переставала разными таинственными путями поддерживать сношения со стрельцами, которые были недовольны своей службой. Во время пребывания Петра за границей (1698 г.) стрельцы подняли восстание, с целью, между прочим, поручить правление снова София Алексеевна (см. Стрелецкие бунты). Восстание стрельцов кончилось неудачей, главарей казнили. Петр возвратился из-за границы. Казни повторились в усиленной степени. София Алексеевна была пострижена в монашество под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Сестра София Алексеевна, Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была послана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. София Алексеевна оставалась в Новодевичьем монастыре и содержалась там под самым строгим надзором. Сестрам запрещено было видеться с ней кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре. Умерла София Алексеевна в 17 0 4 г. По общему мнению, София Алексеевна была человек большого, выдающегося "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева" — как выразился о ней один из ее врагов. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. При Петре и в первое время после смерти Петра к личности София Алексеевна относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака. Только в конце XVIII ст. делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г. Ф. Миллер; Карамзин и Полевой признавали София Алексеевна замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о София Алексеевна с негодованием, называя ее русскою Пульхерией. И. Е. Забелин видит в София Алексеевна воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для Соловьева София — "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе. Подобным же образом многое в деятельности София Алексеевна объясняет и Костомаров. Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны София Алексеевна Алексеевны", старается обелить София Алексеевна По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну София Алексеевна Брикнер считает София Алексеевна властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 г. агитировала против Петра. Прежние обвинения София Алексеевна во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений София Алексеевна". Белов, не оправдывая София Алексеевна, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Проф. Е. Ф. Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, София Алексеевна вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "София Алексеевна домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных. Корона досталась Наталье, и вот теперь София Алексеевна приходилось вырывать ее. В сущности обе стороны стоили одна другой. И если София Алексеевна очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться". Ср. Стрелецкие бунты.
Литература. Подробный обзор источников и критические замечания по поводу их у Аристова, "Московские смуты во время правления София Алексеевна Алексеевны" (Варшава, 1871 и в "Варш. Унив. Изв.", 1871); Устрялов, "История царствования Петра Великого"; Забелин, "Быт русских цариц"; Соловьев, "История России"; его же, "Публичные чтения о Петре Вел."; Костомаров, "Русская история" (т. I); Погодин, "Семнадцать первых лет в жизни Петра Вел."; Брикнер, "История Петра Великого"; Белов, "Московские смуты в конце XVII в." ("Ж. М. Н. Пр.", 1887, №№ 1—2); Шмурло, "Падение царевны София Алексеевна" (ib., 1896, № 1).
Н. Василенко.