Суждение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЕ
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЭ

Суждение (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта Суждение следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно Суждение называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко; Суждение может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает Суждение как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в Суждение (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает Суждение как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в Суждение, индуктивное — исключительно на объективную цель, содержание Суждение В каждом Суждение мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их; в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных Суждение нет; бывают лишь безличные предложения. Суждение, в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение Суждение, а понятие есть лишь результат деятельности Суждение; потому изложение логики следовало бы начинать с учения о Суждение Обычное деление Суждение: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта; апостериорные — случайны и заимствованы из опыта); b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими Суждение называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем; аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем); с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные; d) по степени уверенности, с которой известное Суждение выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые; e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными); f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему); g) по взаимоотношению — на Суждение подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм); h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление Суждение принадлежит главным образом Канту. Деление Суждение на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики; это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии; между тем, эмпирик не станет признавать априорных Суждение, считая все суждения одинаково вытекающими из опыта; точно так же психолог признает все Суждение синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном Суждение (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, Суждение можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые; таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g.

Э. Р.

Смотрии так же...