Сословия

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Сословия

Понятие Сословия по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под Сословия разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том X, ч. 1, изд. 1887 г., Зак. Гражд., ст. 415: "Имущества частные суть все те, кои принадлежат частным лицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам и конкурсам"; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV, главы I, раздела II, книги I Законов о состояниях, Св. Зак. том IX); иногда же сословием называются государственные учреждения вообще. Так, сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд. Совета, ст. 1); в указе 4 апреля 1803 г. (I Полн. Собр. Зак., № 20701) Сословия назван Виленский университет; в указе 3 марта 1814 г. — синод и сенат; существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже назывался Сословия (Арх. Госуд. Сов., том II, стр. 7). Нередко наименованию государственного совета Сословия придают особое значение, видя в этом наименовании стремление императора Александра Павловича придать этому установлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф, "Жизнь гр. Сперанского", I, стр. 119; Пыпин, "Общественное движение при Александре I", 146), но, как видно из приведенных примеров, термин Сословия едва ли имел в эпоху составления "Образования Государственного Совета" (1810) какой-либо политический оттенок.

Обыкновенно термином "сословие" обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются по наследству. В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин "состояние"; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тоже употребляется термин "сословие" (Св. Зак., т. IX, ст. 3). Наука государственного права долгое время не различала Сословия от классов населения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены были эти понятия Л. Штейном, который под различием отдельных классов понимал фактически существующие различия по имущественному положению, а под Сословия понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством и получившие от него различные, по наследству передаваемые права. Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различие классов начали усматривать не только в различии имущественного положения (различие профессий, образования, иногда происхождения); было установлено, что роль государства не ограничивается лишь признанием существующих различий отдельных классов и в санкционировании этих различий законодательством, но что государственная власть нередко и сама создавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в одну группу людей, по своим бытовым условиям представляющих весьма мало общего. Из всех европейских государств роль правительства в создании Сословия была наиболее видной в России: наши Сословия сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти.

Глубокие сословные различия, составлявшие отличительную черту средневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьма печальную роль в строе всех европейских государств вплоть до конца прошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и в Венгрии сословное начало не утратило юридического и политического значения и до сих пор), но в настоящем столетии сознание бесполезности Сословия в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношении устанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более и более. Все западно-европейские законодательства стремятся или ослабить значение перегородок между еще существующими Сословия, или вовсе уничтожить следы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также во всех внеевропейских государствах, образовавшихся из европейских колоний, совершенно уничтожены сословные различия духовенства, горожан и крестьян. В значительном большинстве государств исчезли также всякие преимущества дворянства; это произошло во всех республиках, кроме Франции, а из монархий — в Бельгии, Болгарии, Норвегии, Румынии и Сербии. Но и те преимущества дворян, которые еще сохранились, носят главным образом характер почетных отличий (см. Дворянство).

В России сословный строй (историю и современное юридическое положение каждого сословия — см. под соответствующим словом) покоится на реформах Екатерины II, главным образом на жалованной грамоте дворянству и грамоте на права и выгоды городов (1785). Организуя Сословия, императрица Екатерина гораздо более руководилась западно-европейскими политическими учениями (Монтескье), чем фактическими условиями русской жизни того времени. Последовательно проведенные реформы Екатерины II положили сословное начало в основу всего местного управления и судоустройства, сообщив, таким образом, Сословия огромное государственное значение. Значение это было ими сохранено вплоть до того времени, когда правительство сознало необходимость приступить к коренной реформе суда и местного управления. В суде, построенном согласно техническим требованиям процесса, в полиции, отвечающей государственным потребностям, в местном управлении, преследующем интересы всего населения, а не определенных групп его, наконец, в войске, соответствующем потребностям государственной обороны, сословному началу места не оказалось. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., реформа уездной полиции 1862 г., земское положение 1 января 1864 г., городовое положение 16 июня 1870 г., устав о воинской повинности 1 января 1874 г. уничтожили государственное значение прежних Сословия Единственной крупной реформой, по необходимости носившей сословный характер, было освобождение крестьян; созданные 19 февраля 1861 г. органы крестьянского самоуправления, волости и сельские общества, были построены на узко-сословном начале. Такой характер этих учреждений, к которым, в особенности к волости, правительство постоянно вынуждено прибегать, как к низшему органу общегосударственного управления, вызывает ряд практических неудобств, давно всеми сознаваемых, так что, по-видимому, отрешение волостного управления от строго сословного, крестьянского характера, т. е. создание всесословной волости — не более как вопрос времени. С проведением этой реформы у нас уже не будет учреждений общегосударственного управления, построенных на сословном начале. Но и независимо от крестьянских учреждений, общее значение сословного начала в нашем государственном строе еще весьма велико; так, Свод Законов 1832 г. был всецело основан на сословном делении всех подданных, и этот основной характер Свода не мог утратиться в тех частях его, которые подвергались только кодификационной переработке и которых не коснулась ни одна коренная реформа. Такими частями Свода, проникнутыми сословным духом, являются, напр., устав о службе правительственной (Св. Зак. т. III, гл. 1) и устав о земских повинностях (Св. Зак. т. IV). Строго сословный характер всей системы, всей концепции Свода Законов нередко придает сословную окраску и таким включаемым в состав Свода законодательным актам, которые по замыслу своему этой окраски были совершенно лишены (переселенческое законодательство). В 80-х годах вопрос о сословном начале снова был поднят, главным образом в виде вопроса о необходимости материально поддержать дворян-землевладельцев и предоставить им большее значение в местном управлении. Этими стремлениями объясняются создание 3 июня 1885 г. госуд. дворянского земельного банка (см. соотв. статью), выдающего потомственным дворянам ссуды под залог земли на условиях более льготных, чем это позволяли бы общие условия денежного рынка. Положение о земских участковых начальниках 12 июня 1889 г. и Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. имели целью передать главную роль в делах местного управления, и отчасти суда, в руки дворянства.

Реформы Екатерины II создали четыре "главных рода людей": дворян, духовенство, городских обывателей и сельских обывателей. Свод Законов и в издании 1899 г. (т. IX, ст. 2) кладет то же деление в основу нашего сословного законодательства, но в действительности это начало в нем не проведено, и большинство из указанных в законе главных родов людей в настоящее время не составляет какого-либо определенного целого: дворянство делится на потомственное и личное, имеющие между собой весьма мало общего, духовенство разделяется по вероисповеданиям, городские обыватели делятся на 5 состояний, весьма различных по своему юридическому положению. В действительности, практически существенным является существующее в действующем законодательстве деление Сословия на "податные" и "неподатные". Различие это некогда обуславливалось тем, что часть населения империи подлежала рекрутской повинности и подушной подати и в фискальных интересах была подвергнута ряду правоограничений. С отменой рекрутской повинности (1874) и подушной подати (1883—1886) это различие потеряло главное свое значение, а вместе с тем утратили обоснование и все те ограничения (главным образом, свобода передвижения и выбора места жительства), которым ранее были подвергнуты лица "бывших податных состояний" (крестьяне и мещане). Тем не менее, большинство правоограничений еще продолжает существовать для "бывших податных состояний" (подробности см. Податные состояния). Сословия Екатерины II были в общем построены на принципе наследственности сословных прав и на начале корпоративной организации каждого Сословия В настоящее время оба эти начала значительно видоизменялись благодаря тому, что дворянстве личное, личное почетное гражданство, купечество и духовное состояние не наследственны. Духовное состояние и купечество даже не пожизненны. Права, ими сообщаемые, подходят скорее под понятие профессиональных, чем сословных прав. Наконец, некоторые Сословия, напр. цеховые, не удовлетворяют основному требованию сословности: им не присвоено никаких личных прав. Требованию корпоративного устройства большинство Сословия в настоящее время тоже не удовлетворяет. Личные дворяне, почетные граждане, потомственные и личные, духовенство и по закону не имеют никакой корпоративной организации. У остальных Сословия, кроме дворян и крестьян, корпоративная их организация фактически находится в полном упадке.

Н. Лазаревский.

Смотрии так же...